11 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Гуманитарий в техническом вузе — ежедневный вызов и азарт

Интервью

С директором Института социальных технологий, доктором социологических наук, одной из трех женщин-деканов в нашем вузе Людмилой Алексеевной Осьмук мы беседовали накануне 8 Марта.


— Женщина в науке. Почему Вы выбрали заниматься наукой, что стало главной мотивацией?


— Наверное, это мое предназначение, если говорить высоким слогом. Мне кажется, что есть люди, которые не могут делать ничего другого. Я с детства была абсолютно рассеянной, все время фантазировала что-то, придумывала, говоря научным языком, — строила гипотезы и предположения. Поэтому наука стала естественной средой, в которой я реализуюсь. Я здесь нахожу удовольствие, мне очень нравится создавать модели, а потом их проверять. Для меня наука — это красиво. Я доктор социологических наук, и социология для меня — это даже не столько общество, сколько человек в обществе. Мне всю жизнь было интересно, почему люди ведут себя так или иначе, и вот уже много лет это — сфера профессиональной деятельности, и я считаю, что мне очень повезло: профессия совпала с внутренними, личностными потребностями.

С другой стороны, я бы не сказала, что работа декана — это то, о чем я мечтала, но преодоление себя тоже интересно. Кроме того, коллектив — маленький социум, в котором видны те же закономерности, что я предполагаю и проверяю как ученый. И это придает и значимости и задора моей административной работе.

— Правомерно ли говорить о каких-то особенностях мышления или исследовательских подходов женщины-ученого?

— Если говорить о гендерном равенстве, то я бы сказала — нет никаких отличий мужского и женского научного мышления. Но если мы обратимся к психологам, а наша кафедра психологии и педагогики такие исследования проводила, то увидим: такие особенности есть. Ну и если вспомнить, что идея гендерного равенства — это не про одинаковость, то вот об этой разнице и можно говорить. Она, на мой взгляд, связана с женской склонностью больше идеализировать, придавать большее значение психологическим факторам плюс чисто женская тяга к красивым моделям. Мы, женщины, вообще же любим создавать все красивое.

Сюда же стоит отнести бОльшую гибкость и опору на интуицию. Возможно, что это мои гендерные ощущения, но я же не могу их убрать, и слава Богу. Потому что бесполый профессор, с моей точки зрения, — это полное безобразие. Гендер добавляет изюминки, индивидуальности, что позволяет создавать разные модели. При этом как мама двоих мальчиков я считаю, что мужчины безмерно талантливее, у них лучше память на факты, детали, в частности, знакомые историки меня всегда покоряли тем, что помнили бесконечное количество исторических деталей, и я преклоняюсь перед мужской способностью это все помнить и моделировать очень четко. Женские модели более расплывчатые, но в этом смысле и более безграничные, эластичные, вариативные и гибкие. Это похоже на мифологическое мышление, ведь считается, что миф дает простор для фантазии и в этом смысле он как структура имеет преимущества.

— Вы — одна из трех женщин-деканов в нашем довольно мужском вузе. Как Вам работается внутри мужского управленческого коллектива?

— Ну, во-первых, у меня есть коллектив института (ИСТ) и он по преимуществу женский. Мне в женском коллективе сложнее, чем в мужском. Хотя я искренне считаю, что в ИСТ замечательные девушки. Но остальное окружение мужское.

В детстве и юности я предпочитала дружить с мальчишками, в мужских компаниях мне лучше проявлять свои женские качества и вообще нравится работать в мужском коллективе нашего вуза. Это разные мужчины, но в этом и прелесть: общаться с ними, дотягиваться до их уровня, более того, будучи гуманитарием в техническом вузе, я начинаю хватать какие-то знания, которые может мне и не нужны, но очень интересны. Например, когда о СКИФе рассказывают. Или сейчас нужно в новом корпусе (на ул. Богдана Хмельницкого) открывать технические специальности среднего профессионального образования (СПО). А все СПО находится в ведении ИСТ, то есть сейчас мне, гуманитарию, предстоит быть причастной к созданию технического центра высокого уровня. Конечно, тут будем работать в тесном сотрудничестве с техническими факультетами, с нашими мужчинами-технарями. Большое достоинство технического образования в том, что оно очень прикладное, и наши мужчины на самом деле специалисты и крутые эксперты. А мне очень приятно быть среди экспертов. И в таком окружении растить и подтверждать свой экспертный статус. Это дает огромное поле для междисциплинарного сотрудничества и вообще для меня быть гуманитарием в техническом вузе — это ежедневный вызов: что такое гуманитарное я могу предложить, что необходимо техническому вузу.

— Как выглядит досуг женщины-ученого и руководителя?

— У меня есть внучка и, как говорят мои друзья, — это мой основной проект. В любую свободную минуту она в приоритете. Еще всегда есть мечта — выспаться. Но я за активный отдых и за то, чтобы что-то придумывать вместе с друзьями. У нас замечательная, еще студенческая, компания, тоже, кстати, междисциплинарная: из физиков и лириков. И до сих пор наши встречи — не просто посиделки, а всегда что-то тематическое, с выдумкой, со сценарием.

В молодости, когда времени и сил было побольше, я рисовала и увлекалась историей искусств. Даже мои студенческие исследовательские работы на истфаке были о культуре южных славян и древнерусском искусстве. Мне и сейчас интересно все, что связано с историей искусств.

Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх