РУМЦ НГТУ НЭТИ стал координатором проекта по формированию инклюзивного образовательного маршрута
24 октября в Новосибирске прошла стратегическая сессия по реализации Федерального пилотного проекта «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства». Более 20 организаций Новосибирска и Новосибирской области включены в работу по разработке пилотного образовательного проекта по принципу «бесшовности». Координатором проекта в части актуализации нормативно-правовой базы и разработки методического обеспечения стал Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ НГТУ НЭТИ под руководством Людмилы Осьмук.
В рамках деловой программы форума-выставки «Учебная Сибирь 2024» в Международном выставочном комплексе «Новосибирск Экспоцентр» состоялась встреча представителей органов власти, образовательных и общественных организаций. Вопросами обсуждения стали этапы дорожной карты пилотного проекта по формированию «бесшовного» профессионально-образовательного маршрута для детей и молодежи с инвалидностью.
Среди важнейших задач реализации проекта стоит вопрос выстраивания эффективной коммуникаций между субъектами проекта, в частности - организация информирования лиц с инвалидностью и ОВЗ о маршрутах сопровождения на этапах Ранняя помощь — ДОУ — Школа (ДПО) — вуз (СПО), а также работа с родителями, воспитывающими детей с инвалидностью.
Одним из механизмов реализации проекта станет усиление межведомственного взаимодействия по вопросам кадрового обеспечения, включающее профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с семьями.
Заместитель министра науки и образования РФ Ольга Петрова в прямом эфире обратилась к проектным командам, выразив благодарность за оперативность подготовки дорожной карты. В своем обращении она подчеркнула, что пилотный проект — это абсолютно новый подход для создания условий для ребят с инвалидностью. Его реализация возможна только в тех субъектах, где организована межведомственная коммуникация и интеграция между уровнями образования.
С приветственным словом к участникам сессии обратились Валентина Дудникова, заместитель губернатора Новосибирской области, и Мария Жафярова, министр образования Новосибирской области.
«Маршрутизация участников образовательного процесса, а именно выстраивание системы сопровождения каждого ребенка — это важнейшая задача не только инклюзивного образования. Если смотреть шире, она имеет масштабный эффект для всей системы образования», — отметила Валентина Дудникова.
Также 25 октября на площадке «Новосибирск Экспоцентр» прошло заседание Общественного совета по вопросам инклюзивного профессионального образования при базовой профессиональной образовательной организации Новосибирской области, обеспечивающей функционирование региональной системы инклюзивного профессионального образования.
Инна Жданова¸ заместитель директора Института социальных технологий и Ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ НГТУ НЭТИ выступила с докладом о ходе реализации пилотного проекта «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства».
Светлана Лузан, директор ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж», рассказала о создании рабочих групп по вопросам разработки модели «профессионального наставничества» для молодых специалистов, работающих с семьями, где воспитываются дети с инвалидностью и ОВЗ, и о разработке региональной системы материальной/нематериальной поддержки специалистов инклюзивных образовательных организаций.
Также были заслушаны доклады о проведении в 2025 году областного конкурса по ранней профориентации «Абилимпикс. Дети 5+» в формате регионального фестиваля знакомства с профессией.
Справка: Министерством науки и высшего образования РФ в 2024—2025 году в шести регионах Российской Федерации реализуется пилотный проект «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства». Регионами-участниками проекта являются: Новосибирская, Нижегородская, Ростовская, Вологодская и Сахалинская области, Ставропольский край.
В рамках проекта предусмотрена разработка бесшовной модели сопровождения детей и молодежи с инвалидностью по образовательной траектории «Детский сад — Школа — СПО/вуз — Работодатель» по четырем основным направлениям: «Обучение», «Социализация», «Профориентация», «Трудоустройство».
Результатом реализации проекта в регионах станет разработка типовой модели образовательного маршрута для детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства, которая в декабре 2025 года будет представлена на рассмотрение Совету Федерации Федерального Собрания РФ.