Владелец сервиса Pharmznanie Елена Ватутина: «Многие люди тратят впустую самый невосполнимый ресурс — время!»
3 апреля в НГТУ НЭТИ прошло открытие сетевого межвузовского бизнес-инкубатора «Гараж», которое посетила генеральный директор, основатель компании Pharmznanie, выпускница кафедры социологии и массовых коммуникаций НГТУ НЭТИ Елена Ватутина. О том, как стать успешным предпринимателем, найти свой продукт и получить как можно меньше «шишек» в бизнесе, Елена рассказала журналисту пресс-службы университета.
Почему подобные проекты по типу бизнес-инкубатора для студентов важно развивать в России?
Сейчас количество компаний-новаторов в США гораздо больше, чем у нас. Это связано с тем, что там, с точки зрения инноваций, больше условий для создания и продвижения своего продукта. Подобные проекты при университетах играют важную роль в экосистеме инновационной деятельности любой страны. Бизнес-инкубатор «Гараж» — эта новая площадка для того, чтобы инновации в России развивались, чтобы ребята, мотивированные на профессиональные достижения, у которых есть идеи, могли прийти сюда и сделать первый шаг. Это здорово, когда на базе моего родного вуза открываются такие возможности для студентов.
Вы — выпускница НГТУ. Отталкиваясь от личного опыта, расскажите, какую роль играет высшее образование в сфере бизнеса?
Наличие высшего образования — это навыки работы с информацией, которые нужны в любой профессии. Не все умеют находить, систематизировать, проверять и анализировать информацию. По моему мнению, высшее образование необходимо как источник фундаментальных знаний, связей и идей. Соединить теоретические знания и практический опыт невозможно по щелчку. Это приходит со временем и с опытом. Конечно, важную роль играет не только наличие образования, но и личные качества и предрасположенность, а самое главное — желание и мотивация реализовать задуманное.
И как же все-таки правильно применить знания, чтобы найти и создать продукт для построения успешного бизнеса?
По моему мнению, помимо фундаментальных знаний, важна практика в той области, где планируешь начать бизнес. Очень сложно открыть кофейню, если ты никогда не работал бариста, когда ты не понимаешь законов этого бизнеса. Зачем это нужно? Все просто: чем больше ты понимаешь сферу, тем меньше шансов получить много «шишек». «Шишки» в любом случае будут, просто какие-то из них бьют больно, а какие-то убивают. Не секрет, что 99 из 100 стартапов закрываются. Почему это происходит? Из-за неверного фокуса внимания, недостатка опыта или в случае, когда стартапер и его команда очень долго «пилят» продукт, пытаются сделать его совершенным, но так и не доводят до стадии продажи.
А как найти свою команду мечты, чтобы создать продукт и вывести бизнес на успешный уровень?
Меня часто спрашивают: «Как вы подбираете команду?» Я всегда отвечаю, что, наверное, просто запускаю мысли в космос о том, что мне нужен грамотный специалист. Я не знаю, как это получается, но эти люди просто приходят в мою жизнь. Я думаю, когда человек о чем-то много думает и идет по тому пути, который ему предопределен, правильные попутчики появляются сами. Самое главное — распознать их и не спугнуть.
Многие предприниматели для продвижения своего продукта задаются целью найти инвесторов. Есть ли у Вас в арсенале несколько советов для стартаперов — как привлечь инвестора?
Это не ключевой вопрос, совсем нет! Это стереотип, который навязан девяностыми: «Если у тебя есть инвесторы, то все хорошо. Если нет, то все плохо. И ты не можешь начать бизнес, если у тебя нет инвесторов». Это полная чушь! Какое-то время я была заложником такой точки зрения. А потом, когда запустила один из своих проектов, поняла, что все может быть иначе. Ведь инвестиции — это деньги, а деньги могут прийти в бизнес как минимум тремя путями.
Первый путь — это клиенты. Это те люди, которые понимают ценность продукта и готовы за него платить. И мы знаем, что сейчас есть большое количество техник предпродаж, которые позволяют собрать деньги на производство первой партии продукта именно с клиентов.
Второй путь — заем. У друзей, родственников или в банке.
И только третий путь — это инвесторы. Я считаю, что за их помощью необходимо обращаться только в случае, когда требуется крупный капитал. Каждый инвестор вкладывается в проект не потому, что он верит в идею, а потому, что он хочет на этом заработать: венчурные инвестиции — рискованная штука, и доходность по ним очень высокая.
Поэтому, когда стартапер идет к инвестору, ему нужно понимать, готов ли он за каждый вложенный рубль вернуть 40 рублей капитализации и как такой возврат можно обеспечить. Если четкого ответа нет, то лучше даже не тратить свое и чужое время. Это вопрос репутации. Ключевое, что у нас есть — репутация. Создавать ее очень тяжело, а испортить можно в одночасье. К сожалению, многие стартаперы думают об этом в последнюю очередь.
Поэтому первая забота — это не привлечение инвестиций, а понимание ценности продукта для потенциального клиента. И в момент, когда клиент готов платить, когда происходит масштабирование продукта, инвесторы сами выстраиваются в очередь и идут к тебе, а не ты к ним, что позволяет брать у них деньги на тех условиях, которые выгодны стартаперу.
Если же предприниматель имеет весьма смутные представления о продукте и его продажах, ни один инвестор не вложится. Ключевая цель — направлять усилия не в поиск денег, а в поиск ценности. Почему тебя будут покупать твои клиенты? Кто они? Понимаешь ли ты, какие они? Действительно ли ты знаешь всю сферу? Как принимаются решения клиентами? Являешься ли ты экспертом в этой отрасли? Может, тебе стоит набраться знаний и поработать в компании из этой отрасли, чтобы накопить больше связей для реализации своей идеи?
Какие ошибки, по Вашему мнению, сейчас совершает большинство начинающих бизнесменов?
Ошибка глобальная одна: «Мы пилили, пилили и ничего не выпилили». Что это значит? Многие начинающие команды концентрируются на мелочах: какой будет дизайн упаковки, каким цветом будут кнопочки и так далее. Все это усугубляет наличие материалов в интернете, где маркетологи пишут о том, что, например, они перекрасили кнопочку из синего в красный, и у них от этого конверсия повысилась.
Это, конечно, хорошо, но только на работающем продукте, когда есть клиенты, когда твои маркетологи могут себе это позволить, а не когда стоит вопрос о становлении бизнеса. На этом многие стартаперы тратят впустую самый невосполнимый ресурс — время!
Нужно увлекаться не только идеей и продуктом, но и той ценностью, которую он привносит на рынок. Крайне редко начинающий предприниматель готов снять телефонную трубку и обзвонить большое количество потенциальных клиентов. Причем не просто навязывая, а выясняя, какая у этого клиента есть боль или потребность, что ему нужно. Даже на самых зрелых рынках всегда найдется болевая точка. Именно ее выяснение помогает прийти к пониманию, на что необходимо тратить свое время при разработке продукта.