Преподаватель кафедры филологии НГТУ НЭТИ Александра Филонова: «Вокруг света и рока»
— Как давно Вы преподаете в НГТУ НЭТИ?
— Преподаю я с 2020 года. Получилось так: когда я вышла на работу — началась пандемия, поэтому на мою долю выпала, в первую очередь, дистанционная работа. Это было своеобразно, и прочувствовать преподавательскую деятельность полностью я смогла в двадцать первом — двадцать втором году.
Сейчас я обучаю журналистов первого, третьего и четвертого курса всему, что связано с текстовыми формами реализации СМИ. Это, как правило, печатные или интернет-издания. Также преподаю «Основы теории журналистики», «Современные тенденции в журналистике». На последнем предмете мы разбираем, как работает мир СМИ сейчас и чего ожидать от него в будущем. У четвертого курса я веду «Системы искусственного интеллекта».
— В чем заключается Ваша миссия как преподавателя?
— Я стараюсь сделать все, чтобы студентам не стало скучно заниматься журналистикой, пока они учатся.
— Есть ли у Вас особенный талант, который помогает в преподавательской деятельности? Какие необычные таланты Вы наблюдали у себя?
— Я могу дать комментарий к любой теме без подготовки. А из необычного, не знаю. Можно ли назвать талантом то, что я «убиваю» технику в течение года? Это, конечно, больше проблема, чем талант. Сегодня я уронила телефон в зале, и он сильно пострадал.
— Было ли в Вашей жизни событие, о котором никто не знает в вузе?
— О чем никто не знает — это сложный вопрос. Я довольно открытый человек и очень люблю рассказывать истории, но, может быть, мало кто знает, что я четырежды пыталась научиться играть на гитаре, и это пока единственный незакрытый гештальт со студенчества. Первый раз я пошла учиться в восемнадцать лет — на классической гитаре, потом на бас-гитаре, но не сложилось. Потом пыталась вернуться, но все время что-то мешало; в прошлом году начала заниматься снова, даже стало что-то получаться, но мой график оказался слишком беспощаден, и с начала семестра времени на это нет вообще.
— Чем Вы отвлекаетесь от работы?
— Я хожу в зал. Физические нагрузки хорошо разгружают мозги, помогают справляться со стрессом. Еще очень люблю путешествовать.
— В каких странах Вы уже успели побывать?
— Я успела побывать в 35 странах, если мы не будем делить Великобританию на Англию, Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию (из них я не была только в Северной Ирландии). Если я куда-то еду, то еду обычно не в одно место, а в несколько. Это очень удобно, если путешествовать по Европе: там все близко, главное — хорошо составить маршрут. Больше всего, конечно, я ездила по Европе и по Азии, была в Латинской Америке и Исландии, очень хочу доехать до Австралии. Первый раз я побывала за границей еще в школе, мы с семьей летали в Египет, мне было, кажется, 11 лет или около того. В 14 мы с мамой поехали в автобусный тур по Европе, и сейчас я удивляюсь, как вообще мы это выдержали: передвигаться на автобусах довольно тяжело, я больше люблю поезда или самолеты.
Мои поездки часто подстраиваются под концерты, я большой поклонник живых выступлений, так что мой аккаунт на setlist.fm живет активной жизнью, хотя я каждый раз жалею, что там не все концерты получается собрать: некоторые очень местечковые, такое локальное инди. Но сейчас там 79 исполнителей! По факту, думаю, их будет около 90.
— Как путешествия помогают в Вашей профессии?
— Они расширяют кругозор, дают массу впечатлений, эмоций, особенного опыта и развивают коммуникативный навык. Меня и на границе в Мексике задерживали, на сорок минут. Это было страшно. Сидишь, заполняешь бумаги, рядом охранники с автоматами, связь не ловит. Впечатлений море.
— Какую музыку Вы слушаете?
— Я слушаю разную музыку, но вживую чаще что-то роковое — например, на концертах Muse я была 12 раз, это одна из моих любимых групп. А вообще мой плейлист — это смесь из рока, инди, хип-хопа, рэпа, немного поп-музыки и кей-попа и что угодно вообще, что понравится мне по звучанию и лирике.
Концерты, а особенно фестивальные, — это всегда потрясающая атмосфера, это очень вдохновляюще. А еще возвращает веру в людей, если она вдруг теряется: когда оказываешься среди своих музыкальных единомышленников, нет места каким-то спорам, конфликтам и границам. Как-то компания девчонок из Германии поделилась со мной надувным стулом, пока мы сидели шесть часов под стадионом Уэмбли в Лондоне под дождем в очереди на Muse, а британцы растянули над нами флаги, чтобы не промокнуть до нитки.