16 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Целевая модель НГТУ

  • Миссия и стратегическая цель

В 2019 г. НГТУ осуществил ребрендинг.

Миссия НГТУ – создавать технологические и общественные практики новых эпох развития и воспитывать лидеров. НГТУ позиционируется как центр прикладной науки и образования, задача которого – производство новых знаний в виде результатов исследований и технологических решений, востребованных реальным сектором экономики: «Технологии, которые работают».

Стратегическая цель: достижение лидерства и технологического превосходства на глобальном уровне в приоритетных направлениях (силовая электроника и интеллектуальная энергетика, новые материалы, информационные технологии и искусственный интеллект) через интегрирующую роль в инновационной экосистеме региона и страны («Университет 3.0»).

Стратегическая цель детализируется в задачах базовых процессов:

в исследованиях – работа в глобальной исследовательской повестке по приоритетным направлениям как основа создания конкурентоспособных на мировом уровне технологий, расширение академических и научно-производственных партнерств, рост кадрового потенциала сферы исследований и разработок;

в образовании – формирование научно-образовательной экосистемы в партнерстве с высокотехнологичными компаниями и в концепции проектной подготовки будущих инженеров, способных работать в кросс-функциональных командах, проектировать перспективные производственные системы;

в инновациях – создание среды для развития инновационного и технологического предпринимательства, системы управления интеллектуальной собственностью, трансфера технологий и разработок в партнерстве с научными организациями, технологическими и рыночными лидерами.

  • Ключевые характеристики целевой модели развития университета, сопоставительный анализ на основе эталонных показателей с целевой моделью университета.

Ключевые качественные характеристики целевой модели:

– университет – точка притяжения талантов из других регионов и стран, научно-образовательная экосистема, обеспечивающая широкие возможности для индивидуальной успешности обучающихся;

– вокруг университета создан сильный и динамично развивающийся инновационный пояс (стартапы, спин-оффы, центры инжиниринга и трансфера технологий, опытно-экспериментальная инфраструктура);

– конкурентные преимущества университета основываются на центрах технологического превосходства по приоритетным направлениям исследований, встроенных в производственные цепочки компаний-партнеров.

Для выбора эталонных значений показателей проведен сопоставительный анализ с российскими и зарубежными вузами.

Ключевые количественные характеристики российских вузов определяются с учетом параметров развития участников проекта «5–100», «опорных» университетов, региональных вузов Сибирского федерального округа (СФО) (рис. 1).

 

Рис. 1. Основные показатели научной деятельности вузов (2019-2020 гг.)

НГТУ достиг медианных значений показателей вузов проекта «5–100» по объему НИОКР на 1 НПР и доле молодых НПР. Все показатели НГТУ – выше медианных значений показателей опорных вузов и вузов СФО.

Важный показатель деятельности «Университета 3.0» – объем доходов от управления результатами интеллектуальной деятельности (РИД). Согласно открытым данным в ведущих российских вузах он составляет в среднем 400 тыс. руб. в год.

В качестве зарубежных вузов-бенчмарков, сравнимых с НГТУ по контингенту обучающихся, направлениям подготовки и целевой модели, выбраны:

– Chalmers University of Technology (Chalmers, Швеция) – один из мировых лидеров в сфере инноваций и предпринимательства с широкой сетью спин-офф – компаний (104), подходом CDIO в инженерном образовании, многоуровневыми партнерствами с индустрией (16 партнеров обеспечивают 40% доходов);

– TU Eindhoven (Нидерланды) – 30 стартапов в год, 140 исследовательских проектов с индустрией с финансированием €20,7 млн;

– Technische Universität Dresden (TU Dresden, Германия) – один из лучших вузов Германии, сильной стороной которого является создание кластеров и развитие междисциплинарных исследований; 41-е место по взаимодействию с промышленностью (THE); ежегодно создает 25 стартапов в год;

– Harbin Institute of Technology (HIT, Китай) – входит в десятку лучших вузов Китая, делит 24-е место в мире с KU Leuven (THE) по объемам привлеченных от индустриальных партнеров средств.

В НГТУ инновационный пояс представлен 13 малыми инновационными предприятиями (МИПы), 65 научно-образовательными и внедренческими центрами, НИИ «Силовая электроника», 6 центрами коллективного пользования, бизнес-инкубатором «Гараж», на базе которого создаются стартапы и с 2020 г. реализуется практика «стартап как диплом». В 2020–2021 гг. в форме стартапов защищено 13 выпускных квалификационных работ, из них 5 привлекли инвестиции в среднем 1,3 млн руб. на стартап. При наличии инновационного пояса доходы НГТУ от РИД в 2016–2020 гг. в среднем составили 600 тыс. руб. в год.

С учетом стратегической цели развития, результатов сопоставительного анализа с российскими и зарубежными вузами – бенчмарками, динамики предыдущего десятилетия в качестве эталонных для НГТУ определены следующие значения показателей (рис. 2).

Рис. 2. Количественные характеристики целевой модели НГТУ

Целевые (эталонные) показатели предполагают кратный рост объемов НИОКР от реального сектора, внебюджетных доходов, публикационной активности, изменение структуры контингента обучающихся в сторону 2-кратного увеличения доли магистрантов и аспирантов. Все целевые показатели эффективности реализации программы развития представлены в приложении 3.

Преодолению разрыва между целевыми и текущими значениями показателей будут способствовать реализация стратегических проектов, направленных на создание прорывных технологий, в консорциумах с академическими, технологическими и бизнес-партнерами и в рамках новых моделей взаимодействий, институциональные изменения в университете.

  • Уникальные характеристики стратегического позиционирования.

Уникальность стратегического позиционирования НГТУ определяется центрами технологического превосходства (ЦТП):

– Силовая электроника и интеллектуальная энергетика;

– Новые материалы мультифункционального назначения;

– Новые инженерные решения в биомедицине.

ЦТП создаются для создания прорывных технологий и продуктовых направлений, представленных в разделе 3 (рис. 3).

Реализация стратегических проектов на базе ЦТП содействует решению задач Стратегии научно-технологического развития РФ, Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области. Все стратегические проекты способствуют решению задач Национального проекта «Наука и университеты»:

– создание высокотехнологичных производств (Постановление Правительства РФ №218);

– рост технической вооруженности сектора разработок, числа созданных отечественных технологий, доли инновационной продукции с использованием РИД в валовом внутреннем продукте;

– рост объемов научных исследований и разработок в системе высшего образования, привлекательности научной карьеры и занятости молодежи.


Рис. 3. Характеристики стратегического позиционирования НГТУ

Консорциумы в рамках стратегических проектов позволят консолидировать ресурсы участников (раздел 4 программы):

– академических институтов – для проведения исследований мирового уровня, разработки новых технологий совместно с университетами;

– университетов – для создания опытно-экспериментальных производств и технологических компаний, формирования стратегий защиты интеллектуальной собственности и коммерциализации технологий, обеспечения специалистами, отвечающими запросам бизнес-сообщества;

– предприятий реального сектора экономики – для постановки технических задач, создания производственной системы и/или модернизации производства под новые технологии и серийный выпуск новых продуктов, их продвижения на рынки, участия в деятельности университета.

НГТУ играет роль интегратора в проектах и системе взаимодействий участников консорциумов, обеспечивая объединение академических школ и бизнеса в решении единых научно-технологических задач, формирование междисциплинарных проектных команд исследователей, инженеров и менеджеров.

Для выполнения новой роли и успешной реализации стратегических проектов университет трансформирует базовые политики и процессы, включая модель инженерного образования, систему организации научно-технологической деятельности и трансфера технологий, рекрутинга и воспроизводства научно-инженерных кадров. Целевая модель и характеристики стратегического позиционирования НГТУ представлены на рисунке 4.



Рис. 4. Целевая модель и стратегическое позиционирование НГТУ

Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх