Сергей Чернов: Не просто практикоориентированность, а подготовка инженерного спецназа
— В 2021 году НГТУ НЭТИ успешно провел приемную кампанию? Какие новые способы привлечения абитуриентов применялись?
С. Ч.: Для нас достижением 2021 года было то, что мы закрыли приемную кампанию в плановые сроки. Многим вузам это не удалось — они вынуждены были проводить дополнительные наборы, ситуация была очень напряженная. Мы же и по бакалавриату, и по специалитету в рамки приемной кампании уложились полностью и сохранили очень приличный средний балл поступающих — 72,26.
Как нам это удалось: достаточный поток заявлений, четкая, точечная работа с абитуриентами. Сейчас у поступающих сложность в том, что до последнего неясно: зачислят или нет. Потому что проходного балла фактически нет, и абитуриент все лето сидит как на пороховой бочке. Здесь самое главное со стороны вуза, и мы это делаем, сказать человеку: спокойно, все нормально, ты поступишь. Это сделано за счет того, что сейчас факультеты внутри приемной комиссии не конкурируют за абитуриентов. Политика такая — мы закрываем бюджетные места в университете, то есть приемная комиссия работает на весь университет в части бюджетных мест. Поэтому мы уже в момент подачи заявлений смело можем сказать абитуриентам с высоким баллом, что они поступили.
Также на успех приемной кампании-2021 сказалось и привлечение иностранцев, в первую очередь — студентов из Казахстана. Здесь много работы приходится делать именно два последних года — со всеми пандемиями, дистантами и прочим. Но мы смогли организовать прием экзаменов дистанционно у граждан Казахстана, поскольку их национальный аналог ЕГЭ у нас не принимается.
В рамках программы «Приоритет 2030» у нас предусмотрено увеличение среднего балла до 80 и более, в пределе — до 85. Надо сказать, что по отдельным направлениям и факультетам и сейчас есть такой балл — это ФПМИ, АВТФ, это факультеты, где небольшое количество бюджетных мест — ФБ, ФГО. То есть сама цифра нас уже не пугает. Но масштаб задачи требует поиска новых подходов к организации всей профориентационной работы со школьниками.
— Итак, с бакалавриатом и специалитетом, то есть с базовой ступенью образования, мы разобрались. А как с магистратурой? Еще несколько лет назад на технических специальностях были трудности с наполнением бюджетных мест…
— Действительно, с магистратурой тяжелее. Тем не менее не было ни одного года, чтобы мы не выполнили план набора. Магистратура сложна тем, что студенты уже взрослые, многие уже работают. Например, по ИТ-направлениям, на АВТФ, ФПМИ, студенты работают, начиная со 2—3 курса бакалавриата, и понятно, что к моменту получения диплома у человека возникает резонный вопрос: зачем тратить еще два года на учебу, если я уже такой крутой специалист, который может получать больше 100 тысяч? На бакалавриат на этих факультетах сумасшедшие конкурсы, собственно, мы это видим по среднему баллу, а в магистратуру здесь же набрать уже достаточно сложно. Хотя магистратура — это дополнительный профессиональный рост, это специализация и, в конечном итоге, повышение ценности специалиста на рынке труда.
Если говорить о технических и инженерных направлениях, например, на факультете энергетики, бакалавриат — это общая подготовка, а специализация ведется именно в магистратуре: кто ты будешь — релейщик, станционщик, электроснабженец, специалист в технике физики высоких напряжений. Это тонкая настройка и, опять же, при выходе на рынок труда именно специализация позволяет магистру претендовать на более высокие позиции и зарплаты, чем бакалавру.
Сегодня мы серьезно работаем над вектором развития магистратуры. Студент должен видеть преимущества этих дополнительных лет учебы. Например, они могут заключаться в корпоративных образовательных программах — со Сбербанком, СГК, 2GIS — словом, с любым предприятием, которое в глазах студентов является желанным работодателем. И если университет предлагает совместные программы, то на них у студентов появляется прямой доступ к предприятию и больше возможностей быть трудоустроенными. Поэтому такие программы должны быть реализованы. И самое главное преимущество магистратуры, пусть это уже избито звучит, — практикоориентированность. Все-таки сюда человек идет не теоретический уровень поднимать, а за конкретными навыками. Именно это ценят и студенты, и предприятия.
Программа «Приоритет 2030» предполагает кардинальные изменения всех составляющих деятельности университета, в том числе и образовательной политики. В частности, реализация проекта Высшей инженерной школы. Мы в нашу заявку на «Приоритет» этот проект включили, уже зная, что Министерством науки и высшего образования РФ будет объявлен конкурс на организацию в вузах России передовых инженерных школ.
Проект ориентирован на магистратуру, он предполагает подготовку, скажем так, инженерного спецназа, то есть специалистов, обучившихся на кейсах и проблемах реальных предприятий, которые уже умеют работать в команде и ориентированы на фронтирные задачи — самые актуальные с точки зрения инженерии, науки, производства. И проекты, которые студенты реализуют во время учебы в магистратуре, найдут затем свое воплощение на предприятиях. Организация образовательного процесса в такой инженерной школе означает, что студенты учатся у сотрудников предприятий и преподавателей, которые прошли длительные стажировки на реальном производстве.
Вот эта последняя задача давно в фокусе внимания в НГТУ НЭТИ. Мы не раз и на ректорате, и на декановских совещаниях, и в рамках рабочих групп, и вот недавно на Совете индустриальных партнеров обсуждали, что отрыв преподавателей вузов от реальных проблем действующих предприятий является сегодня большой проблемой высшей школы.
Проект передовых инженерных школ предполагает длительные, от 3 до 6 месяцев, стажировки преподавателей на производствах. Чтобы по итогу они возвращались в аудитории с реальной повесткой, реальными знаниями, которые можно трансформировать в новые курсы, новые образовательные технологии и т.д. То есть ориентированность именно на практику — основная идеология и основной вектор развития образования.
Понятно, что сейчас все об этом говорят, то есть идея одна, но реализация, форматы, организация учебного процесса, проектной деятельности — это по-разному происходит. Например, индивидуальная образовательная траектория — это то, что НГТУ НЭТИ закладывает в программу перестройки образовательного процесса, и в настоящее время мы это активно обсуждаем.
Еще в вузе уже в течение полугода разрабатывается перспектива развития массовой магистратуры. Она предполагает, что в рамках любого направления подготовки — на электроэнергетике, на экономике, на физике и так далее — студенту будет предложен на выбор один из трех треков: инженерный, исследовательский или предпринимательский. Исследовательский и предпринимательский треки возьмут примерно по 10 процентов студентов. Самым массовым станет, конечно, инженерный.
Исследовательский трек предполагает, что студент видит свою будущую профессиональную деятельность связанной с наукой, исследованиями, работой в университете. И здесь уместно определение «магистратура как предаспирантура», то есть студент определяется с научным руководителем, тематикой исследования, у него есть варианты стажировок и практик в исследовательских подразделениях предприятий или в академических институтах — там, где можно приобщиться к культуре проведения научных исследований. На выходе получается — исследовательская работа, публикации, опыт подачи заявок на гранты, конкурсы. То есть все то, что характеризует современного молодого ученого.
В рамках предпринимательского трека студент прокачивает свои навыки ведения бизнеса. Практика «Стартап как диплом» у нас реализуется уже два года и хотелось бы ее институционализировать через подобный трек. То есть сделать так, чтобы магистрант любого направления обучения мог выбрать такую форму подготовки выпускной квалификационной работы. Сейчас студенты только некоторых направлений подготовки могут защитить свой стартап как диплом, и пока такая форма очень зависит от встречного желания студента и его преподавателя. Поэтому за два года у нас только 13 проектов было реализовано в таком формате. А наша задача — предоставить такую возможность любому студенту, это ключевой момент. Ведь студенты с предпринимательской жилкой могут учиться и на электроэнергетике, и на теплоэнергетике, и на безопасности жизнеобеспечения — где угодно. И у студента должна быть возможность эту идею реализовать. Причем этот трек достаточно понятен: студент выполняет свою ВКР в соответствии с требованиями направления подготовки, в рамках которой он учится, плюс стартаповская часть, когда он пробует себя как предприниматель. Здесь, опять же, важны стажировки, но не в исследовательских организациях, а в технопарках, малых инновационных предприятиях. В качестве KPI (ключевые показатели эффективности) у такого студента — привлечение первоначальных инвестиций, а может быть, и первые продажи.
И самый массовый трек — это инженерный: порядка 75—80% магистрантов. Здесь тоже практики и стажировки, но в производственных подразделениях предприятий. Конечно, хотелось бы, чтобы это были высокотехнологичные предприятия.
Очень хотелось бы выйти на этот формат магистратуры уже в 2023 году. Это значит, что мы должны утвердить концепцию, переработать нормативную базу, разработать учебные планы до ноября 2022 года.
По передовым инженерным школам большой всероссийский конкурс заявок будет в апреле—мае, и мы будем в нем участвовать. По плану на всю Россию будет сформировано 30 передовых инженерных школ, и мы надеемся, что одна будет на базе НГТУ НЭТИ. Но вне зависимости от результата конкурса концепция, заложенная в конкурсную заявку, будет в ближайшие годы в вузе реализовываться.
Конечно, передовая инженерная школа будет нами заявлена по определенной специализации, поскольку каждая такая школа должна иметь свою специфику. Сейчас мы этот вопрос обсуждаем, он непростой. С одной стороны, это должна быть инженерная школа совместно с высокотехнологичным предприятием, и она должна быть ориентирована на решение очень важной, крупной инженерной задачи, скорее всего, лежащей в плоскости импортозамещения; с другой стороны, эта школа не может быть оторвана от вузовских компетенций: то, в чем мы уже сильны, эти направления мы и должны предъявить.
Повторюсь, выпускники такой школы — это инженерный спецназ. Они придут не на стартовые позиции в компании, а на топовые должности, это те люди, которые будут двигать производство
— Сергей Сергеевич, Вы уже назвали несколько изменений и показателей, связанных с программой «Приоритет». Что еще изменится в учебном процессе и каких результатов вузу предстоит достичь к 2030 году?
— Предусматривается открытие новых образовательных программ — по биофизике, биоинформатике. Должна развиваться сфера дополнительного профессионального образования. Программа «Приоритет 2030» предполагает серьезные усилия по формированию дополнительных цифровых компетенций. В программе прописано, какое количество студентов должно получить дополнительную квалификацию в области цифры — это формат переподготовки, то есть выдачи диплома с правом заниматься профессиональной деятельностью. На выходе у студента получается фактически два диплома — бакалавра или магистра по основной специальности и диплом о переподготовке в сфере ИТ. Цифры там достаточно приличные: в 2021 году у нас порядка 400 человек прошли такую переподготовку, в 2022 — 800, на следующий год — 1300 и в перспективе — 1700 ежегодно до 2030 года. Все это бесплатная переподготовка.
По «Приоритету» мы предоставим студентам возможность получения дополнительной специализации, тоже бесплатно. Предположим, по основной специальности студент является энергетиком и может получить дополнительную специальность в рамках материаловедения либо, обучаясь на материаловедении, можно получить специализацию по химии. Все это направлено на то, чтобы выпускник более уверенно чувствовал себя на рынке труда.
Сейчас у нас идет запуск и отладка программ переподготовки по цифровым компетенциям, а этот трек, не связанный с цифрой, будем запускать с 2024 года.
По цифровой переподготовке сейчас реализуется около 10 программ. Есть среди них те, которые ориентированы на конкретный факультет. Например, для ФЭН это цифровые технологии в энергетике. И есть программы общие, универсальные.
Я вижу очень большой недостаток нашего образовательного процесса в замкнутости образовательных программ на тех подразделениях, которые их реализуют. Сейчас мы стремимся любую программу реализовать самостоятельно — если это кафедральная программа, то исключительно силами одной кафедры, в редких случаях — силами преподавателей факультета.
Я же считаю, что программы, особенно для магистратуры, должны носить как минимум общеуниверситетский, междисциплинарный характер. Сегодня абсолютное большинство направлений научных исследований, которые реализуются и актуальны на современном этапе, носят междисциплинарный характер. Невозможно выделить только материаловедение или только электроэнергетику. То есть в ту же энергетику подключаются и цифра, и материаловедение, и робототехника, и химия, если речь идет о различных источниках питания. Поэтому пытаться силами одной кафедры реализовать полностью программу — это бесперспективно и от этого нужно уходить. Надо налаживать взаимодействие и сотрудничество межкафедральное и межфакультетское. У нас уже есть примеры таких открытых программ, тех, которые на паритетных началах реализуются разными кафедрами, есть межфакультетские образовательные программы. И таких программ должно становиться все больше.
— В чем сила и особенность инженерного образования в НГТУ НЭТИ? Есть ли у нас свои «фишки», кроме практикоориентированности, к которой стремятся и другие крупные технические вузы?
— Если говорить о преимуществах нашего университета, то в первую очередь я бы назвал множество направлений подготовки, разветвленную инфраструктуру, как учебную, так и социальную, хорошую репутацию вуза, в том числе среди работодателей. Смотрите, НГТУ НЭТИ уже несколько лет занимает хорошие места в рейтингах по показателям трудоустройства выпускников: мы стабильно входим в первую двадцатку вузов по России, а по ИТ-специальностям находимся на 7—8 месте.
Если же говорить о перспективах, то я бы остановился на индивидуализации образовательных траекторий — мы начнем в этом направлении двигаться в самое ближайшее время.
Что это означает? Сейчас студент, поступив на определенную специальность, лишен возможности выбора образовательного трека, то есть все дисциплины предзаданы, занятия идут в общих группах одинаково для всех. Сейчас индивидуализация в процессе обучения — это задания на практику, тематики курсовых и ВКР.
В широком же смысле индивидуализация образовательного процесса предполагает, что студент определяет свой трек достаточно гибко в зависимости от запросов, образовательных потребностей и своих возможностей. Допустим, у первокурсника хорошие базовые знания по физике и математике, но не очень хорошие по информатике, и тут было бы неплохо иметь возможность выбрать, например, на каком уровне студент хочет освоить математику — на базовом или на продвинутом. Не факт, что все согласятся на базовый. Возможно, со всего вуза наберется 100—150 человек, желающих осваивать математику на продвинутом уровне, и задача вуза — предоставить им такую возможность. Вот и новое преимущество вуза для абитуриентов. Это непросто сделать в организационном плане, но оно того стоит. Пока такой подход в какой-то степени экзотика, а должно быть нормой, на мой взгляд. Во многих университетах реализуется уровневое обучение по иностранным языкам. Почему бы не взять этот опыт для физики и математики? Очевидно же, что к нам приходят очень разные ребята по подготовленности, по включенности в предмет и по желанию совершенствоваться в той или иной дисциплине.
Еще об индивидуализации образовательного трека: выбор преподавателя, выбор времени посещения занятий или формата прохождения дисциплины: полностью дистанционный, стандартный очный либо смешанный — когда студент осваивает лекции в записи, а практические, лабораторные занятия проходят в очном формате.
Конечно, здесь много зависит от самоорганизации — весь смысл индивидуальной образовательной траектории в том, что студент берет на себя ответственность за ее успешное освоение. Университет предоставляет возможности получения знаний, разъясняет правила, дает значительную свободу, а задачей студента является формирование траектории своего образования.
Я знаю, что нынешние студенты хотели бы иметь такой выбор, причем чем старше курс — тем больше желающих. В магистратуре это практически сто процентов. Как правило, магистрант — это уже работающий специалист, который пришел за определенной специализацией, чтобы повысить свою ценность на рынке труда. Но и в бакалавриате, например, с 3 курса многие предпочли бы иметь выбор. Тогда, с одной стороны, образование уже сочеталось бы с работой, а с другой, — это влияло бы на образовательную мотивацию. И мы получаем студента с совсем иной степенью образовательной мотивации.