Не сесть за репост: НГТУ научит учителей правилам поведения в интернете
Филологи Новосибирского государственного технического университета разработали специальный учебный курс — дополнительную профессиональную программу для учителей «Коммуникационная культура интернета». Его цель — научить новосибирских учителей коммуникации в социальных сетях и предложить им варианты проведения занятий по информационной безопасности в интернете для школьников.
Сотрудники кафедры филологии НГТУ разработали дополнительную профессиональную программу «Коммуникационная культура интернета». В феврале 2019 года, к началу нового учебного семестра, она появится в списке курсов факультета повышения квалификации НГТУ, чтобы ее смогли освоить учителя новосибирских школ, проходящие переподготовку в университете.
«Известно, что в России принята Концепция информационной безопасности детей, в которой, помимо прочего, подчеркивается важность разработки методических рекомендаций по основам информационной безопасности обучающихся. Как нам кажется, наш курс может помочь учителям не только осознать проблемы коммуникации в Сети, но и предложить методические идеи для разработки уроков по информационной безопасности», — объясняет смысл введения курса один из его разработчиков, доцент кафедры филологии НГТУ Анастасия Кротова.
Курс состоит из трех взаимосвязанных модулей: «Современная интернет-коммуникация как новая социокультурная и речевая формация», «Языковые формы и языковые средства интернет-общения», «Дискурсивные практики интернета».
Первый модуль позволяет вписать интернет-коммуникацию в существующие информационные процессы и в культуру в целом. Очень часто старшее поколение относится к интернету как к вселенскому злу, которое полностью поглотило молодежь. Не отрицая негативного влияния интернета на школьников, мы, тем не менее, хотели бы поговорить с учителями о важности современных информационно-коммуникационных процессов, подчеркнуть их значимость для развития современных школьников.
Второй модуль — лингвистический, направлен на формирование речевых навыков слушателей курса, он должен затронуть проблему грамотности интернет-пользователей. «Самые активные интернет-пользователи — студенты — отмечают, что часто не задумываются о своей речи в интернете, а кто-то даже считает, что в интернет-коммуникации языковых норм и правил не существует. Думаю, что школьники считают так же. Поэтому в рамках этого модуля мы бы хотели обсудить с учителями такой феномен, как «язык интернета», поговорить о том, как сформировать у школьников бережное отношение к языку даже в пространстве глобальной сети», — объясняет важность этой части курса А. Кротова.
Третий модуль посвящен разным аспектам интернет-коммуникации. Он предназначен для обсуждения разных явлений современного интернета: речевых конфликтов и манипуляций, «сетературы» (сетевой литературы) и интернет-фольклора, мемов, сетевых СМИ и специфики делового общения в интернете, образовательных ресурсов Сети и юридических тонкостей интернет-коммуникации.
Например, слушатели курса смогут научиться отличать достоверные источники информации в интернете от сомнительных. «Обязательно поговорим и о том, как не покупаться на фейковую информацию в сети. В последнее время в связи с популярностью социальных сетей возникла проблема использования непроверенного и сомнительного контента, который молодежь часто, совершенно не задумываясь, размещает на своих страницах», — говорит А. Кротова.
На занятиях, кроме традиционных лекций, будут использоваться приемы технологии развития критического мышления, практика совместного обучения и метод проектов. «Предполагаем, что в качестве зачета слушатели курса должны будут разработать и представить проект занятия по информационной безопасности для школьников с учетом их возраста, интересов и потребностей», — поясняет другой разработчик курса, доцент кафедры филологии НГТУ Елена Дубровская.
«Современные школьники и студенты хорошо знают и активно используют возможности Сети, однако часто их знания, умения и навыки оказываются неполными: они регулярно общаются в социальных сетях, но при этом не умеют вести деловую переписку, например, с преподавателем, свободно и иногда агрессивно критикуют всех и вся на форумах и в комментариях, но не могут спокойно и аргументированно выразить свою точку зрения в серьезной дискуссии. В общем, несмотря на большой опыт общения в интернете, молодые люди не всегда владеют речевыми, коммуникативными и этическими нормами интернет-коммуникации, считая, что в интернете «можно все», — подводит итог А. Кротова.
Несколько лет назад аналогичный курс по коммуникационной культуре интернета появился в расписании студентов радиофизического факультета и факультета мехатроники и автоматизации. Разработчики курса проводили анкетирование студентов до и после курса и смогли выяснить, какие модули и задания были наиболее полезны для них. Анализ ответов позволил выделить ряд интересующих респондентов проблем, в числе которых роль интернета в жизни человека и зависимость от интернета, проблемы ориентации в информационном потоке, языковые особенности, этические и юридические вопросы интернет-коммуникации.
Подробнее с содержанием курса можно познакомиться по ссылке: https://cyberleninka.ru/article/v/kurs-kommunikatsionnaya-kultura-interneta-dlya-studentov-negumanitarnyh-spetsialnostey-struktura-i-soderzhanie