В НГТУ НЭТИ создали мобильное приложение для тестирования школьников на способности к профессиям будущего
Инженеры и гуманитарные специалисты НГТУ НЭТИ презентовали мобильное приложение «PRO_будущее» для определения компетенций для выбора профессий цифровой экономики. 1 июня приложение стало доступно для бесплатного скачивания на сервисе Google Play. Приложение создано в целях решения задач национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
«На первом этапе тестирование работало только на сайте. Однако всем известно про рост мобильного трафика и популярность приложений. Поэтому появление приложения «PRO_будущее» – это достижение мультиплатформенности проекта. Теперь тестирование и рекомендательный алгоритм, который помогает старшим школьникам сориентироваться в профессиях будущего, доступно как в браузере, так и на самой популярной в России мобильной платформе Android», – говорит руководитель проекта, старший преподаватель кафедры социологии и массовых коммуникаций НГТУ НЭТИ, кандидат исторических наук Сергей Чернышов. Для стационарных компьютеров приложение доступно на сайте digitalnsk.ru, а в течение июня она также появится на App Store.
В основу платформы «PRO_будущее» легла разработанная на экспертных сессиях матрица компетенций в сфере цифровой экономики Новосибирской области. Алгоритм тестирования и сама платформа — разработка новосибирских программистов факультета автоматики и вычислительной техники НГТУ НЭТИ. Задача программы — выстроить для подростка индивидуальную траекторию развития в сфере цифровой. В результате тестирования каждому прошедшему формируется карта его личных компетенций и выстраивается индивидуальная образовательная траектория. По тем компетенциям, где уровень знаний у ребенка недостаточный, формируются рекомендации, позволяющие достичь необходимого уровня. По итогам тестирования школьникам и студентам СПО в Новосибирской области предлагались индивидуальные образовательные траектории в «Пространстве проб» — это система из 60 интерактивных мероприятий на базе университетов, а также инновационных компаний. Алгоритм позволяет тестировать не только школьников, но и студентов, и даже взрослых специалистов.
Пока программа выстраивает образовательную траекторию с учетом специфики цифровой экономики Новосибирской области, однако уже сейчас позволит определить свои компетенции в целом школьнику из любого региона России. Впоследствии разработчики создадут универсальную версию программы, в которой будет учтена специфика всех регионов России.
Прежде, чем создать мобильное приложение, разработчики опробовали его в режиме офф-лайн. Массовое тестирование школьников на определение профиля компетенций в цифровой экономике прошло во время ярмарки «Учсиб-2019» на стенде НГТУ НЭТИ и на стенде Министерства образования Новосибирской области. В целом тестирование прошло на «Учисбе» прошло около 1—1,5 тысяч, еще 8 тысяч человек протестировалось в онлайн-версии программы на сайте digitalnsk.ru. Презентации проекта прошли более чем в 40 школах Новосибирска, Оби, Искитима, Бердска, ряда районов Новосибирской области
«Вопросы о том, кем быть, как выбрать профессию и прочие — одни из самых актуальных в связи с окончанием школы или колледжа. Особенную значимость они приобретают в условиях цифровизации экономики, в том числе автоматизации, развития искусственного интеллекта, новых когнитивных систем и прочее, — говорит Сергей Чернышов. — Для решения этих вопросов в декабре-январе мы провели четыре стратегические сессии, на которых более 50 экспертов методом «мозгового штурма» сформировали первую большую карту компетенций для профессионалов в сфере цифровой экономики Новосибирской области. Важно, что если двигаться по этой карте, то в цифровой экономике найдут себя не только ИТ-специалисты, но и представители других инженерных профессий, и даже люди с гуманитарным складом ума, менеджеры и юристы. А участие в проекте ведущих новосибирских университетов позволит показать выпускникам школ и колледжей: перспективные профессии можно получить и в Новосибирской области. Фактически сейчас мы создали базу данных, в которой порядка 7-10% выпускников старших классов города. Системе известно, что они хотят и что умеют, в какой профессиональной сфере готовы развиваться. Это важная информация для регионального Министерства образования, вузов-партнеров, возможность точечно проводить работу по профессиональному самоопределению и информировать талантливых школьников о возможности получения профессионального образования в регионе. Программа позволяет делать обобщения и анализы - например, давать общий срез владения компетенций по одной школе или по любому другому параметру».
«Задача алгоритма тестирования — точно выявить предпочтительное направление и определить уровень владения компетенциями, входящими в базовое и дополнительное направление, — рассказывает об особенностях программы один из ее разработчиков, заведующий кафедрой Автоматизированных систему управления НГТУ НЭТИ Иван Томилов. — На основе результатов тестирования формируется индивидуальная образовательная траектория и по тем компетенциям, где уровень недостаточный, будут сформированы рекомендации, мероприятия, позволяющие достичь необходимого уровня. Сложность алгоритма тестирования обусловлена следующими факторами. Тест является иерархическим. И если мы неверно выберем дополнительное направление на первом этапе, то и образовательная траектория будет сформирована неверно. Вторым фактором является требование при относительно небольшом количестве вопросов в тесте максимально точно определить уровень владения компетенциями. И еще один нетривиальный аспект — это взаимозависимость компетенций. Это ситуация, когда владение одной компетенцией подразумевает также ненулевой уровень в рамках другой компетенции. Такие зависимости есть как внутри групп, так и между компетенциями разных групп. Поэтому помимо специалистов, которые разрабатывали формальный аппарат, для разработки теста привлечены эксперты из соответствующих областей знаний».
«Сформированные и усиленные цифровой экономикой возможности человеческого действия создают потенциальные средства повышенной опасности, управление которыми предъявляет, соответственно, и повышенные требования к допустимости, осмысленности и творческой продуктивности такого человеческого поведения. Это требования к человекосообразности и социальной адекватности профессиональной деятельности. Отдельный человек становится все более значимым элементом стабильности и развития ресурсоемких социотехнических систем, от адекватно сформированных социально-гуманитарных компетенций которого зависит успешность и безопасность применения технократических решений. Не удивительно поэтому, что востребованность у работодателей именно таких, прежде всего, социально-гуманитарных компетенций работников, как критическое мышление, креативность, способности управления людьми, эмоциональный интеллект и др. находит все большее отражение как в прогнозах авторитетных международных экспертных структур, таких, как Всемирный экономический форум, так и в практике подготовки специалистов ведущими, в том числе и техническими, университетами мира», – объясняет серьезность задачи подбора кадров для цифровой экономики заведующий кафедрой социологии и массовых коммуникаций НГТУ НЭТИ, кандидат философских наук Игорь Вальдман.
Приложение создано в рамках «Профессионалы будущего для цифровой экономики», в целях решения задач национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Проект «Профессионалы будущего для цифровой экономики» реализуется Ассоциацией «СМАРТ Концепт» в партнерстве с Министерством образования Новосибирской области, ведущими новосибирскими университетами (НГТУ НЭТИ, НГУЭУ, СибГУТИ и другими), «Университетом 20.35» при поддержке Фонда президентских грантов (ФПГ). Проект направлен на формирование системы профессионального самоопределения школьников в развивающейся цифровой экономике — с учетом региональной специфики Новосибирской области. На первом этапе была сформирована карта компетенций (перечень знаний, умений и навыков, необходимый, по мнению экспертов, для успешной профессиональной деятельности в условиях развития цифровых технологий). Далее на основе сформированной карты специалисты факультета автоматики и вычислительной техники НГТУ создали ИТ-платформу, на которой школьники и студенты колледжей Новосибирской области пройдут тестирование на свои основные компетенции в цифровой экономике и получат доступ в «пространство проб» — систему мероприятий на базе партнеров проекта (ведущих компаний и университетов Новосибирской области), которая позволит выпускнику понять — хочет ли он развиваться в рамках данной компетенции и дальше. Причем перечень мероприятий у каждого будет свой — ИТ-платформа на основе входящего тестирования сформирует индивидуальную траекторию профориентации. ИТ-платформа начнет работать уже в феврале 2019 года.
Справка:
Цифровая экономика — один из ключевых современных технологических и экономических трендов в России. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена Правительством РФ в июле 2017 года. Согласно программе, обучение в сфере цифровой экономики должны пройти более 800 тысяч россиян.
Проект «Профессионалы будущего для цифровой экономики» реализуется Ассоциацией «СМАРТ-Концепт» в партнерстве с Министерством образования Новосибирской области, Агентством формирования инновационных проектов «АРИС», ведущими университетами Новосибирской области и при поддержке средств Фонда президентских грантов РФ. Проект направлен на создание платформы для профессионального самоопределения школьников 8—10 классов и студентов колледжей Новосибирской области в рамках «профессий будущего», необходимых для развития цифровой экономики в регионе. В рамках проекта школьники и студенты колледжей Новосибирской области пройдут первичное онлайн-тестирование, которое поможет выявить профессиональные склонности учащихся. После чего примут участие в профессиональных пробах и мастер-классах совместно с работодателями крупных организаций, а в завершение смогут определиться с перспективным направлением подготовки в новосибирском вузе.