Идет сессия
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Директор ИСТ НГТУ НЭТИ выступила на круглом столе по инклюзивному образованию в Общественной палате РФ

Новости

10 марта на площадке Общественной палаты РФ состоялось масштабное мероприятие — круглый стол «Развитие инклюзивного образования в России: опыт, проблемы, перспективы», в котором участники представили обширную географию России от Крыма до Дальнего Востока.

Организаторами мероприятия стали: Комиссия ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик, Комиссия ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей.

Модераторами выступили председатель Комиссии ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая, член Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Лена Ефремова.

Директор Института социальных технологий НГТУ НЭТИ Людмила Алексеевна Осьмук выступила на круглом столе с докладом «Опыт развития инклюзивного образования в Новосибирском государственном техническом университете».

Поводом для проведения круглого стола послужила заявленная в ежегодном послании Президента России Владимира Путина 23 декабря 2021 года необходимость модернизации системы образования, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями.

В плане мероприятий Десятилетия детства РФ на период до 2024 года предусмотрен специальный раздел, отражающий вопросы обеспечения равных возможностей детей с особыми образовательными потребностями. В связи с этим, по мнению экспертов, необходимо вести целенаправленную системную работу государства и общества по созданию специально организованной образовательной среды обучения детей от раннего возраста до взросления.

В ходе мероприятия спикеры и эксперты делились наработанным опытом и отмечали практическое отсутствие учебно-методических и дидактических средств, позволяющих реализовать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп и классов. К сожалению, педагоги по сей день не имеют в своем арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, адекватных задачам фронтального инклюзивного обучения.

Процесс включения в образование детей с ограниченными возможностями оказывается очень сложным как в своей организационной составляющей, так в содержательной компоненте. Крайне необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.

Не хватает педагогического квалифицированного персонала, необходимо сформировать единый ресурс обмена опытом для регионов России, создать общественные организации, ресурсные центры, которые специализируются на инклюзивном образовании.

Как отметили участники мероприятия, проблемы организации инклюзивного образования связаны, в первую очередь, с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы. Необходимо принятие закона о специальном образовании или об образовании лиц с ограниченными возможностями. Система образования в современной России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. На повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому вопросу далеко не однородно.

Участники встречи выработали проект рекомендаций по совершенствованию инклюзивного образования с учетом имеющегося российского опыта.

В завершении круглого стола эксперты обсудили институциональное развитие инклюзивного образования, положительный опыт и проблемы внедрения инклюзивного образования в России, определили условия реализации и дальнейшего развития непрерывной системы инклюзивного образования на современном этапе развития гражданского общества.

С проектом резолюции круглого стола «Развитие инклюзивного образования в России — опыт, проблемы, перспективы» можно ознакомиться в Приложении.

Проект резолюции (скачать файл, 168 Кб)

Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх