Исследовательский марафон по родному языку прошел в НГТУ НЭТИ и Гомельском госуниверситете им. Ф. Скорины
Новости
Ежегодно с 21 по 25 февраля студенты кафедры филологии ФГО проводят исследовательский марафон, посвященный Международному дню родного языка. Впервые в марафоне приняли участие преподаватели и студенты Гомельского университета им. Франциска Скорины.
В этом году марафон проходил в несколько этапов. 21 февраля в очном формате студенты-журналисты провели социолингвистический опрос среди учащихся и преподавателей разных факультетов. Журналистам удалось поговорить со 135 респондентами, при этом они не только задавали вопросы, но и выступали в роли популяризаторов этого памятного дня. Студенты-журналисты создали также онлайн-опросник, который широко распространили через интернет. В этом исследовании приняли участие жители Новосибирска и области, а еще Кемеровской, Свердловской областей, Забайкальского и Алтайского краев, Республики Бурятия и других регионов. На вопрос «Какой язык для вас является родным?» большинство респондентов ответили, что русский. Студенты из Узбекистана и Казахстана чаще выбирали, соответственно, узбекский и казахский. Часть респондентов определили себя билингвами, выбирая родными языками, например, «армянский и русский», «казахский и русский». Самыми интересными стали ответы навопрос «Как бы вы завершили предложение «Родной язык – это…»? Вот некоторые ответы:
Практически все участники опроса ответили, что проблемы существуют. Причина, по мнению большинства, в том, что происходит «упрощение языка в телефоне, сообщениях», «у людей нет заинтересованности в изучении языка», «все зависит от региона. Диалекты, те слова, которые существуют в определенном регионе».
На вопрос «Знаете ли вы о существовании государственных программ, направленных на поддержку и развитие родного языка» 60% опрошенных ответили отрицательно. Остальные дали утвердительный ответ, при этом многие уточнили, что не могут их назвать, но уверены в их существовании, а другие назвали в качестве примеров популяризации родного языка различные мероприятия: «Русский медвежонок», «Тотальный диктант». Также многие отметили, что у каждого человека есть право на изучение родного языка, например, бурятского или алтайского.
Преподавателям и студентам кафедры филологии еще предстоит сделать полный социолингвистический анализ, изучить данные, полученные на электронной платформе.
Впервые в опросе о родном языке приняли участие преподаватели и студенты белорусского вуза-партнера. На вопрос «Какой язык для вас является родным?» респонденты ответили: белорусский — 44%, русский — 29%, 27 % указали, что оба языка для них родные.
Проблемы родного языка респонденты из Беларуси усматривают «в нежелании учить родной язык», «есть трудности в переключении с одного языка на другой», предлагают привлечь внимание общественности к изучению родного языка, отмечают важность «увеличения государственных программ, направленных на изучение родного языка», «возможность привлекать внимание через соцсети и рекламу», считают что для популяризации языка нужны «организация конкурсов, концертов», «создание ежемесячных мероприятий к Дню родного языка, когда целый день надо будет говорить на белорусском языке», «в культурной среде сделать театральные постановки, стендапы на белорусском языке». Участники опроса назвали важные для них ключевые слова родного языка: каханне — любовь, мара — мечта, жыцце — жизнь, маці — мама, тата — папа, матуля — мама, бабуля — бабушка, дзядуля — дедушка.
Информация о марафоне на сайте Гомельского госуниверситета
Научный, учебный, культурный опыт общения по социолингвистическому марафону будет обсуждаться между вузами-партнерам из Беларуси и России в мае на круглом столе «Русское слово: взгляд молодых исследователей», посвященном Году русского языка. Мероприятие пройдет при поддержке Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь и Русского дома в Гомеле.
Кафедра филологии благодарит всех, кто принял участие в нашем социолингвистическом марафоне по родному языку!
- Язык, на котором ты думаешь перед сном и после сна.
- Мое сокровище!
- Язык страны, в которой человек родился, а это государственный…
- Родной получается тот, который выучил.
- Секунду… Жизнь.
- Голова.
- Символ меня как человека определенного рода.
- Душа, способ мышления.
Практически все участники опроса ответили, что проблемы существуют. Причина, по мнению большинства, в том, что происходит «упрощение языка в телефоне, сообщениях», «у людей нет заинтересованности в изучении языка», «все зависит от региона. Диалекты, те слова, которые существуют в определенном регионе».
На вопрос «Знаете ли вы о существовании государственных программ, направленных на поддержку и развитие родного языка» 60% опрошенных ответили отрицательно. Остальные дали утвердительный ответ, при этом многие уточнили, что не могут их назвать, но уверены в их существовании, а другие назвали в качестве примеров популяризации родного языка различные мероприятия: «Русский медвежонок», «Тотальный диктант». Также многие отметили, что у каждого человека есть право на изучение родного языка, например, бурятского или алтайского.
Преподавателям и студентам кафедры филологии еще предстоит сделать полный социолингвистический анализ, изучить данные, полученные на электронной платформе.
Впервые в опросе о родном языке приняли участие преподаватели и студенты белорусского вуза-партнера. На вопрос «Какой язык для вас является родным?» респонденты ответили: белорусский — 44%, русский — 29%, 27 % указали, что оба языка для них родные.
Проблемы родного языка респонденты из Беларуси усматривают «в нежелании учить родной язык», «есть трудности в переключении с одного языка на другой», предлагают привлечь внимание общественности к изучению родного языка, отмечают важность «увеличения государственных программ, направленных на изучение родного языка», «возможность привлекать внимание через соцсети и рекламу», считают что для популяризации языка нужны «организация конкурсов, концертов», «создание ежемесячных мероприятий к Дню родного языка, когда целый день надо будет говорить на белорусском языке», «в культурной среде сделать театральные постановки, стендапы на белорусском языке». Участники опроса назвали важные для них ключевые слова родного языка: каханне — любовь, мара — мечта, жыцце — жизнь, маці — мама, тата — папа, матуля — мама, бабуля — бабушка, дзядуля — дедушка.
Информация о марафоне на сайте Гомельского госуниверситета
Научный, учебный, культурный опыт общения по социолингвистическому марафону будет обсуждаться между вузами-партнерам из Беларуси и России в мае на круглом столе «Русское слово: взгляд молодых исследователей», посвященном Году русского языка. Мероприятие пройдет при поддержке Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь и Русского дома в Гомеле.
Кафедра филологии благодарит всех, кто принял участие в нашем социолингвистическом марафоне по родному языку!
Автор: Доцент каф. филологии канд. филол. наук Надежда Анатольевна Лиханова