Связист, пулеметчик, педагог, ученый и изобретатель: Владимир Васильевич Сбоев
Владимир Васильевич родился 12 сентября 1925 года восьмым ребенком в дружной рабочей семье. Его родители были выходцами из многодетных крестьянских семей и в предвоенные годы проживали в Новосибирске.
Еще в школе Владимира привлекала техника, особенно радиотехника. В 14 лет он окончил 7-й класс и поступил в Новосибирский электротехнический техникум связи на радиоотделение.
Когда началась война, юный Владимир подал заявление добровольцем на фронт, но получил отказ по молодости лет.
11 января 1943 г. он сдал первый выпускной экзамен последней экзаменационной сессии в техникуме, а 12 января получил повестку из военкомата, фронт требовал пополнений.
Прежде прошел курс молодого бойца в эвакуированном под Иркутск Киевском военном училище связи (КВУС). После мандатной комиссии был зачислен курсантом кабельного батальона и отправлен на фронт.
Попал в стрелковый взвод 1257 полка 379-й стрелковой дивизии. Фронт был в каких-то 180 км от Москвы. Воевал под Москвой. Война была маневренной: взвод перебрасывали то на юг на территорию Белоруссии, то на север в сторону Пскова и, конечно, переподчиняли другим армиям. Но в основном воевал в направлении Риги в составе 3-й ударной армии.
Первое серьезное ранение получил под населенным пунктом Череухино, северо-восточнее Невеля. Бой был тяжелый, с потерями. Владимир Васильевич был ранен снарядом, контужен, потерял сознание, очнулся спустя много времени уже в медсанбате.
После восстановления от ранения воевал связистом в 822 роте связи. Приходилось под обстрелом устранять разрывы проводов или устанавливать промежуточные телефонные точки между передовой и штабом.
«При любой наступательной операции, — вспоминает В.В. Сбоев, — мы захватываем окопы передней линии обороны фашистов и преследуем отступающих до очередного оборонительного рубежа, пытаясь взять его с хода. Если встречали сильный огонь, то приходилось залегать в снег и отползать в «мертвую» зону под высотку, где немецкие пули летели выше. Ночью командиры решали, отойти ли нам подальше или ждать утренней артподготовки и снова наступать. Спать одному нельзя в снегу, обязательно замерзнешь. Костер разжигать тоже нельзя. Лучше всего собраться втроем. Стелется плащ-палатка и одна шинель. Все ложатся на один бок очень плотно, «ложка в ложку», закрываются другими шинелями и плащ-палатками и спят часа два-три. Просыпаются, поворачиваются по команде на другой бок, а среднего, нагревшегося, отправляют на край».
Связистом участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал на Калининском и Прибалтийском фронтах. Пулеметчиком воевал в Висло-Одерской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской операциях. Был неоднократно ранен и контужен.
Награжден орденом Отечественной войны II степени и 9 боевыми медалями.
Демобилизован в 1948 г.
Веернувшись в Новосибирск, В. В. Сбоев поступил электриком на завод «Сибсельмаш». Окончил 10 классов областной заочной и вечерней школ. Ночью работал на заводе, а днем учился в педагогическом институте на физмате. После окончания НГПИ его оставили ассистентом на кафедре физики. Кроме того, преподавал в 8-й и 84-й школах. Был преподавателем физики, математики, черчения, астрономии, психологии и физкультуры.
В феврале 1954 г. Александр Фомич Городецкий, заведующий кафедрой физики НЭТИ, организовал переход В.В. Сбоева на свою кафедру.
У Владимира Васильевича было много работы на кафедре физики, в частности, по созданию лабораторных стендов. Ведь это были первые годы работы Новосибирского электротехнического института. Надо было «достать» приборы и учебные принадлежности, составить описания работ и т.п. При этом Сбоев еще вел исследовательскую работу со студентами-радистами первых двух наборов — исследовали проблемы отличия «объектов» на фоне пылинок и «грязи» при эксплуатации электронного микроскопа ЭМ-100. Осваивая сложную технику, студенты учились обобщать полученные данные, выступать с докладами. В дальнейшем все они достигли значительных результатов в работе.
В 1956 году был сформирован деканат радиотехнического факультета и первым заместителем декана стал В.В. Сбоев. На его плечи легла вся организационная работа со студентами. Главные вопросы — успехи в учебе, посещаемость, организация быта и отдыха. И еще уйма всевозможных проблем: это и благоустройство общежития и территории, работы на теплотрассе, сельхозработы, помощь овощебазам, строительство новых корпусов, тира, столовой и т.п. На лето создавались студенческие рабочие бригады.
А еще Владимир Васильевич занимался в НЭТИ организацией спортивной работы. Сам имел второй разряд по шести видам спорта. Играл в хоккей и шахматы, занимался в секциях пулевой и стендовой стрельбы. Был дипломированным аквалангистом, шофером–профессионалом, капитаном-механиком речного флота.
Кандидатура Сбоева стала безусловным лидером на должность начальника первого спортивно-трудового лагеря вуза. Это было на Ягодной, на левом берегу Оби. Днем по четыре часа работали на полях колхоза «Красный Октябрь», а потом по секциям занимались спортом.
В 1961 году Владимира Васильевича назначили деканом заочного электротехнического факультета. НЭТИ по приказу МВ и ССО РСФСР передали в подчинение около трех тысяч студентов из филиалов Всесоюзного энергетического и заочного Политехнического институтов. Институт оказался в чрезвычайном положении: материальная база и штаты не были рассчитаны на такой прием студентов-заочников. Поэтому декану и ректору пришлось решать массу проблем. Обратились за помощью к предприятиям, где создавались учебные и лабораторные помещения.
За многолетнюю работу в институте В.В. Сбоеву пришлось преподавать физику, теоретическую механику и сопротивление материалов на радиотехническом, электромеханическом, физико-техническом, машиностроительном и самолетостроительном факультетах.
Будучи охотником, Владимир Васильевич решил построить аэросани, чтобы можно было забираться в глухие места. Идея создания аэросаней его настолько увлекла, что он создал на машиностроительном факультете первое студенческое конструкторское бюро (СКБ) «Амфибия». В СКБ были созданы опытный образец аэросаней-амфибий и четырехлыжные аэросани. Вышли публикации в центральной печати, получили первое авторское свидетельство на изобретение (№ 279358 от 25.11.66 г.) на аэросани-амфибию, а также тысячи писем со всего Союза и даже из-за рубежа с просьбой прислать чертежи и рекомендации по изготовлению.
В 1976 г. в институте была создана Академическая лаборатория проблем бездорожного транспорта (АЛПБТ). Возглавил её Георгий Сергеевич Мигиренко — контр-адмирал, д-р техн. наук, профессор, лауреат Ленинской премии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
В.В. Сбоева назначили ответственным исполнителем АЛПБТ — страшим научным сотрудником. В АЛПБТ были разработаны пневмовездеход гусеничный (ПВХ-Г, грузоподъемностью 4 тонны), пневмовездеход колесный (ПВХ-К, 5 тонн), каткоход и универсальный глиссирующий аппарат (УГА, до 600 кг). Главное достоинство всех разработок — малое давление на грунт, что обеспечивает надежное движение, не повреждая покров тундры. На испытаниях под траки подкладывали куриные яйца, и они оставались целыми.
По результатам разработок СКБ «Амфибия» и АЛПБТ и теоретических исследований по созданию вездеходов, Владимир Васильевич Сбоев защитил кандидатскую диссертацию, а затем был утвержден в звании доцента.
Всего В.В. Сбоев проработал в вузе 40 лет. И еще более 10 лет активно участвовал в работе Совета ветеранов НГТУ НЭТИ. О своей нелегкой, но интересной жизни Владимир Васильевич опубликовал в 2010 г. книгу «Из воспоминаний рядового пехотинца».
В настоящее время Владимир Васильевич Сбоев — почетный член Совета ветеранов, постоянный участник встреч со студентами и школьниками. Да, ему уже почти 98 лет! Но в феврале 2023 года Владимир Васильевич решился на операцию на коленном суставе и уже успешно восстановился. «Не хочу быть беспомощным», — заявил ветеран.
Мне повезло учиться у него. Владимир Васильевич стал для нас, студентов первых наборов РТФ (ныне — РЭФ), не только учителем, наставником, но и другом на всю последующую жизнь.