О проекте «ТехноНаставники» на Форуме молодых ученых стран БРИКС
Недавно в «Сириусе» завершился IX Форум молодых ученых стран БРИКС. В рамках Конгресса молодых ученых, который стал одной из ключевых площадок форума, прошла сессия «Инициативы Десятилетия науки и технологий в России. ТехноНаставники: от школы к профессии мечты», инициированная Фондом «Сколково».
Гостями сессии стали:
- Ирина Сумкина, заместитель директора по развитию в Университете «Сколково»;
- Александр Ведехин, заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;
- Сергей Чернов, проректор по учебной работе Новосибирского государственного технического университета НЭТИ;
- Владимир Серебреный, ректор Московского государственного технологического университета «СТАНКИН»;
- Алексей Федосеев, президент Ассоциации участников технологических кружков, лидер национальной киберфизической платформы «Берлога»;
- Дарья Козырева, руководитель департамента проектов патриотической направленности «Движения Первых»;
- Антон Сериков, заместитель генерального директора Российского общества «Знание», генеральный директор Центра знаний «Машук».
На мероприятии обсудили вопросы кадрового суверенитета, подвели промежуточные итоги реализации проекта «ТехноНаставники» в 2024 году. Участники поделились мнениями о лучших практиках в области наставничества и профориентации и о том, как гармонично соединить эти два инструмента для достижения цели по набору кадров на инженерные специальности, а также уделили особое внимание приоритетам проекта и планам его развития в 2025 году.
«Проект зародился абсолютно эволюционно. Профориентация является важной составляющей нашей постоянной работы и деятельности. Особенно остро вопрос эффективности профориентационной деятельности встал, когда отечественной технологической индустрии в форсированном формате потребовались новые высококвалифицированные инженеры, а абитуриенты, напротив, массово начали отказываться сдавать физику в качестве ЕГЭ и процент сдающих опустился до 12 и ниже. Именно для вовлечения ребят в инженерное дело и был создан инструмент технонаставничества, который вот уже второй год показывает свою высокую эффективность. Совместная реализация проекта с Движением Первых и Фондом «Сколково» предоставила возможность систематизировать и преобразовать накопленный опыт, а также масштабировать его. Полученные в 2024 году результаты подтверждают высокую эффективность нашего подхода: более чем в 15 регионах России, включая Центральный федеральный округ и Дальний Восток, было вовлечено почти 10 000 школьников.
Уникальность данного проекта заключается в широкой заинтересованности различных сторон, среди которых можно выделить школьников, образовательные учреждения, родителей, студентов, университеты, предприятия, а также государственные структуры.
В ноябре в рамках проекта прошла презентация «Атласа передовых российских технологий: Технологии Первых». Атлас, составленный ТехноАмбассадорами и посвященный современным уникальным технологическим разработкам научно-исследовательских команд университетов и производственных предприятий страны, станет незаменимым помощником для каждого учителя-предметника и классного руководителя. В 2025 году проект несомненно продолжит свое развитие и трансформацию. В настоящее время мы находимся в процессе обсуждения его дальнейших направлений. В планах — расширить сотрудничество с вузами и предприятиями, что позволит сделать проект еще более масштабным и содержательным. Мы уверены, что инициатива «ТехноНаставник: Технологии Первых» продолжит вдохновлять молодежь и способствовать развитию инженерной культуры в нашей стране, открывая перед подрастающим поколением мир новых возможностей», — подчеркнул проректор по учебной работе НГТУ НЭТИ Сергей Чернов.
В Сибирском федеральном округе проект реализуется на базе Новосибирского государственного технического университета НЭТИ, а в Центральном федеральном округе проектный офис находится в МГТУ «Станкин».