5 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Иосиф Григорьевич Колкер: инженер военного авиазавода, один из основателей НГТУ НЭТИ

Новости

Выпускник Ленинградского института гражданского воздушного флота (1941). Инженер-авиаконструктор на оборонном заводе в г. Арсеньеве (1941—1948). Ведущий специалист СибНИА (с 1948). Декан самолетостроительного факультета (1960—1967, 1972). Доктор технических наук, профессор (1974). Заведующий кафедрой технологии самолетостроения (1959—1974). Декан факультета приборных устройств (1971—1981). Заведующий кафедрой приборных устройств (1978—1985). Профессор кафедр теоретической механики и сопротивления материалов (с 1985), прочности летательных аппаратов (с 1991). Заслуженный работник НГТУ (2002). Обладатель правительственных и ведомственных наград.

Довоенный период

Иосиф Григорьевич родился 22 мая 1918 г. в Тирасполе в семье врача. Рано лишился матери, а затем и отца, оставшись сиротой в 10 лет. Жили со старшим братом уже в Ленинграде на пенсию по потере родителей и упорно продолжали образование. В 1933 г., по окончании 7 класса, Иосиф уехал к дяде в Киев, где поступил на работу в радиомастерскую, сдал экзамены за 8-й класс. В 1935 году, после окончания 9-го класса дневной школы зачислен студентом Киевского института гражданского воздушного флота (ГВФ). В 1937 году институт переведен в Ленинград и вместе с ним И. Г. Колкер возвращается в северную столицу. Еще студентом начинает инженерную деятельность в качестве инженера-геодезиста Северо-Двинской экспедиции.

По окончании института в марте 1941 г. Иосиф Григорьевич получил звание инженера-механика по самолетам и моторам и был направлен вместе с женой, Верой Дмитриевной Колкер-Урлаповой, на работу в Хабаровские ремонтные мастерские. Здесь ремонтировали самолеты первых поколений: МП, МПР-2, У-2, Р-5 и американские CLEM MAHTIN. Требовалось наладить поточный ремонт, за эту задачу и принялись Колкеры. Но все планы поменяла начавшаяся Великая Отечественная…

Годы войны

В первый же день войны супруги пошли записываться добровольцами на фронт. Иосиф Григорьевич вспоминал: «Мы прибыли в Хабаровский парк, где записались добровольцами. Однако через три недели нам сообщили, что дипломированных специалистов на фронт не берут, поскольку большую нужду в них испытывают оборонные заводы. Нас отправили в городок Арсеньев, где работали два оборонных завода, в том числе авиационный. Обстановка была напряженной: специалистов с инженерным образованием, как и в Хабаровских мастерских, всего несколько, а производство очень крупное. Меня отправили в конструкторский отдел, Вера Дмитриевна работала в экспедиции, готовила самолеты для отправки на фронт. Мы постоянно работали над проблемой замены материалов, так как снабжение было плохим. Заводы на западе страны уже были разрушены. Каждая серия самолетов выполнялась по своим чертежам и технологиям. Таким образом, небольшой коллектив делал вроде бы одни и те же самолеты, но на самом деле это были разные машины. Каждая летная единица проходила государственные испытания, за все время работы не было ни одной рекламации. Самолеты испытывали сначала наши летчики, а потом машины передавали представителям военных.

Коллектив работал очень ответственно: сутками, иногда неделями не уходили с завода. Спали на стульях и кульманах. На станках работали подростки, зачастую эти мальчики стояли на ящиках из-под консервов, так как не дотягивались до суппорта. На десять таких рабочих был один высококвалифицированный мастер».

Через несколько месяцев после начала войны пришел подписанный Сталиным приказ о создании на базе завода авиационного техникума, так как Иркутский техникум не успевал готовить нужное количество квалифицированных кадров среднего звена. И. Г. Колкера назначили директором этого техникума. Прибыли преподаватели физики, математики, истории, английского языка. Все спецпредметы легли на плечи Иосифа Григорьевича как единственного авиаспециалиста. Первый выпуск состоялся через два года, и все ребята остались на заводе.

Работа в СибНИА

В 1948 г. по приказу Министерства авиационной промышленности Иосиф Григорьевич переведен в Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА). Здесь он прошел путь от ведущего инженера-исследователя до старшего научного сотрудника, начальника отдела. Создал лабораторию статических, повторно-статических и летно-прочностных исследований, проводил комплексные наземные и летные испытания самолетов всех ведомств на прочность и жесткость, разработал методы и средства таких испытаний, провел на всех трассах СССР вероятностные исследования нагрузок, действующих на самолет в полете, и турбулентности атмосферы в объеме более миллиона летных часов.

Исследовательские приборы группы И. Г. Колкера, установленные на первых выпусках самолетов Ту-104, помогли определить проблемы конструкции лайнера, приводящие к катастрофам, а также сформировать рекомендации по доработке лайнера и временные ограничения на эксплуатацию до устранения причин.

В характеристике И. Г. Колкера в СибНИА читаем следующее: «Выполненные работы получили высокую оценку центральных научно-исследовательских институтов и ОКБ, используются в печатных трудах институтов. Работы тов. Колкера И. Г. отличаются широтой охвата исследуемого вопроса и тщательностью исполнения. Работы позволили исследовать напряженное состояние, общие и местные деформации конструкций, уточнить методику их рсчета на прочность и нагрузки, действующие на самолет в полете.

Наряду с научной деятельностью тов. Колкер И. Г. провел большую научно-организационную работу по созданию на базе проведенных научно исследовательских тем двух крупных научно-исследовательских отделов.

Почти весь период работы в институте т. Колкер И. Г. успешно совмещает с преподавательской деятельностью, работая по совместительству старшим преподавателем кафедры «Сопротивления материалов» Всесоюзного заочного политехнического института. За этот период времени им были прочитаны курсы лекций по предметам: «Конструкция и расчет самолета на прочность», «Техника и методика исследования напряженного состояния, общей прочности и жесткости самолета».

За годы работы в СибНИА Иосиф Григорьевич выполнил более 100 научно-исследовательских работ, опубликовал порядка 80 статей, получил авторские свидетельства на восемь изобретений.

НГТУ НЭТИ

В НЭТИ Иосиф Григорьевич перешел в 1959 г., в год создания самолетостроительного факультета (ССФ, а с 1988 г. это факультет летательных аппаратов — ФЛА). Потребность Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова в авиационных специалистах была очень высока, в середине 50-х предприятие получило большой план по выпуску боевых машин, имеющимися инженерно-техническими силами с ним было не справиться. Это стало толчком к открытию факультета по подготовке авиаспециалистов. Правда, и заводу, и СибНИА пришлось поделиться с вузом сотрудниками, которые стали преподавателями ССФ. Конечно, уже имеющий преподавательский опыт И. Г. Колкер был в числе первых кандидатов.

И уже в 1960 г. Иосиф Григорьевич стал деканом ССФ, проработал в этой должности до 1967 г., а затем еще раз возглавил факультет в 1972 г. Именно И. Г. Колкер начинает подбирать на факультет специалистов-лекторов в области механики, аэромеханики, прочности и проектирования летательных аппаратов, теории колебаний, конструкций самолетов и двигателей, авиационных приборов, теории упругости и т. д. Привлекает грамотных специалистов-производственников и вместе с ними комплектует технологические лаборатории оборудованием.

На протяжении многих лет завод им. В. П. Чкалова и СибНИА оказывали факультету всемерную интеллектуальную и материальную поддержку в создании учебных и научных лабораторий, в том числе таких, как зал статических и динамических испытаний летательных аппаратов, лаборатория промышленной аэродинамики и экологии промышленных комплексов.

Приказом по НЭТИ № 389 от 10 сентября 1959 года в соответствии с приказом МВ и ССО СССР организована кафедра «Технология самолетостроения» (ТСС), заведование которой поручено И. Г. Колкеру. К учебному процессу у будущих самолетостроителей он привлек ведущих ученых СибНИА и специалистов авиазавода. Среди них были: доктора технических наук, профессора Л. М. Куршин и В. Г. Сувернев, кандидаты технических наук, доценты Ю. А. Прудников, С. Т. Кашафутдинов, Л. Э. Брюккер, А. А. Гофман, Н. П. Коробейников, Б. К. Смирнов, В. А. Силантьев, Ю. М. Каменецкий, А. К. Карпец и др. С первого же выпуска на кафедре сложилась добрая традиция брать темами дипломных проектов реальные заводские проблемы, связанные с освоением и выпуском авиационной техники.

Кафедра гордится своими выдающимися выпускниками: Анатолий Денисович Хрипунов, канд. техн. наук, зам. директора НИАТ, Новосибирский филиал, 1961 г. выпуска; Алексей Петрович Швырёв, главный технолог авиазавода им. В. П. Чкалова, 1963 г. выпуска; Борис Константинович Смирнов, доцент, канд. техн. наук, декан ССФ-ФЛА в 1972—1991 гг., 1962 г. выпуска; Юрий Васильевич Дьяченко, профессор, д-р техн. наук, зав. кафедрой ТТФ в 1998—2010 гг., 1967 г. выпуска; Константин Александрович Матвеев, профессор, д-р техн. наук, декан ФЛА в 2000—2015 гг., 1970 г. выпуска; Николай Васильевич Пустовой, профессор, д-р техн. наук, ректор НГТУ в 2005—2015 гг., президент НГТУ НЭТИ, 1970 г. выпуска; Анатолий Георгиевич Зацепин, канд. техн. наук, технический директор НАПО – НАЗ им. В. П. Чкалова, 1970 г. выпуска; Евгений Герасимович Подружин, профессор, д-р техн. наук, зав. кафедрой СиВС в 2001—2009 гг., 1972 г. выпуска, и др.

В 1978 году И. Г. Колкер возглавил кафедру приборных устройств, а в 1979 г. был открыт факультет приборных устройств (ФПУ), первым деканом которого также назначен И. Г. Колкер. Именно он много сделал в становлении и развитии факультета, в установлении связи с НИИ и предприятиями города.

В дальнейшем Иосиф Григорьевич был профессором кафедр теоретической механики и сопротивления материалов, прочности летательных аппаратов.

В учебном плане он составил и прочитал курсы лекций: «Расчет самолета на прочность», «Конструкция самолета», «Экспериментальные методы в механике», «Сопротивление материалов» и др.

Преподавание всегда шло параллельно с научной работой: И. Г. Колкер является известным ученым в области прочности летательных аппаратов.

В 1962 г. Иосиф Григорьевич получил звание доцента, в 1962 г. — степень кандидата технических наук, в 1970 г. — звание старшего научного сотрудника, в 1974 г. — степень доктора технических наук и звание профессора. Он создал две научно-исследовательские лаборатории, опубликовал 115 научных трудов, из них 11 монографий, 19 патентов на изобретения. Руководил аспирантурой в СибНИА и НГТУ НЭТИ, редактировал сборники научных трудов вуза и СибНИА, был членом НТС НГТУ и СибНИА, советов по защите докторских диссертаций в нашем вузе и в Казанском авиационном институте.

За плодотворную научную и педагогическую деятельность И. Г. Колкер награжден тремя правительственными медалями, двумя медалями Минвуза и Министерства автомобильной промышленности (МАП), отмечен почетными грамотами Минвуза СССР и МАП, НГТУ, СибНИА, завода им. В. П. Чкалова. В 2002 г. ему было присвоено почетное звание заслуженного работника НГТУ.

«В жизни многих и многих поколений студентов факультета летательных аппаратов Иосиф Григорьевич Колкер оставил столь глубокий след, что мы не стесняясь называли его «папа Колкер». Он был всегда «суров, но справедлив» (из статьи: Папе Колкеру — восемьдесят пять! // ИНФОРМ, 2003, № 5. — с. 11).

фотография: предоставлены д-ром техн. наук А.В. Гуськовым фотография: предоставлены д-ром техн. наук А.В. Гуськовым фотография: предоставлены д-ром техн. наук А.В. Гуськовым фотография: предоставлены д-ром техн. наук А.В. Гуськовым фотография: предоставлены д-ром техн. наук А.В. Гуськовым фотография: предоставлены д-ром техн. наук А.В. Гуськовым фотография: предоставлены д-ром техн. наук А.В. Гуськовым фотография: предоставлены д-ром техн. наук А.В. Гуськовым фотография: предоставлены д-ром техн. наук А.В. Гуськовым фотография: предоставлены д-ром техн. наук А.В. Гуськовым фотография: предоставлены д-ром техн. наук А.В. Гуськовым фотография: предоставлены д-ром техн. наук А.В. Гуськовым фотография: предоставлены д-ром техн. наук А.В. Гуськовым фотография: предоставлены д-ром техн. наук А.В. Гуськовым
Автор: А. Н. Яковлев, профессор, зампредседателя Совета ветеранов НГТУ НЭТИ

Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх