В НГТУ НЭТИ разработали стартер-генераторную систему нового поколения для авиапромышленности
«Эта тема была продиктована запросом от промышленности. Существует система генерирования на основе трехкаскадного синхронного генератора — это стандартная электрическая машина, которая является источником энергии в летательных аппаратах. Соответственно, был ряд исследований, чтобы обратить ее в двигательный режим для придания нового функционала — запуска маршевого двигателя. Наша команда Института силовой электроники НГТУ НЭТИ занимались этой проблемой довольно длительное время. Мы провели исследования, направленные на создание электромагнитного момента в трехкаскадном генераторе при нулевой скорости вращения вала. В результате мы разработали алгоритмы управления для электростартерной системы, работоспособность которых подтверждена математическими и физическими экспериментами», — рассказал Максим Жарков.
По его словам, совместно с партнерами из авиационной промышленности, которые занимаются выпуском и разработкой генераторов, были проведены эксперименты, подтверждающие работоспособность теорий и расчетов. Был создан макетный образец, состоящий из полупроводникового преобразователя с микропроцессорной системой управления, реализующей новые алгоритмы управления для двигательного режима трехкаскадного синхронного генератора.
«Результаты, достигнутые нами в ходе выполнения работ, подтолкнули нас на создание еще одной системы — цифрового блока регулирования для трехкаскадного синхронного генератора. Данная система была разработана более 30 лет назад, она зарекомендовала себя как надежное устройство, но современные тенденции требуют усовершенствование узлов и агрегатов бортового оборудования. С учетом накопленных компетенций нами был разработан цифровой блок регулирования, созданы алгоритмы управления, схемотехника данного блока и проведены успешные испытания макетного образца в составе системы генерирования. Результаты проведенных испытаний показали работоспособность предложенных решений и подтвердили заданный уровень регулирования для авиационных систем генерирования», — дополнил Максим Жарков.
Сейчас в рамках реализации федеральной программы «Приоритет 2030» командой разрабатывается гибридная силовая микросборка для внедрения ее в блок регулирования. Разрабатывается универсальная часть этого блока, которая будет в миниатюре создана на базе Дизайн-центра силовой электроники НГТУ НЭТИ.