Инженеры НГТУ НЭТИ создали уникальное устройство для завода «ЭЛСИБ»
Новости
Ученые факультета энергетики Новосибирского государственного технического университета НЭТИ по заказу научно-производственного объединения «ЭЛСИБ» создали уникальное устройство для определения дефектов в катушках крупных электрических машин.
«Это не первая совместная работа с машиностроительным заводом “ЭЛСИБ”, разработанное и изготовленное нами устройство является уже вторым изделием, предназначенным для испытаний на этапе производства крупных электрических машин, выпускаемых заводом. Крупные электрические машины в нашем случае – это высоковольтные электрические двигатели напряжением 6–10 кВ и мощностью более 100 кВт. Подобные двигатели применяются на критически важных предприятиях страны: нефтедобывающих и транспортирующих углеводороды, а также на тепловых и атомных станциях. От надежности и качества выпускаемых электрических двигателей, да и прочей продукции завода “ЭЛСИБ”, зависит ваше с нами настоящее и будущее», – рассказал старший преподаватель кафедры техники и электрофизики высоких напряжений НГТУ НЭТИ Александр Мюльбаер.
По его словам, проверка изделий на каждом производственном этапе позволяет получать качественную продукцию.
«Одним из таких этапов является контроль катушек статорных обмоток крупных электрических машин на наличие межвитковых замыканий. Так как производство катушек проводится в несколько этапов: сначала наматывают провод, а затем между получившимися витками укладывают изоляцию, – при формовке изделия могут возникнуть межвитковые замыкания, несвоевременное устранение которых приводит к поломке всей электрической машины. Для устранения данной проблемы мы и создали изделие, позволяющее проводить высоковольтные испытания и выдавать на их основании заключение о наличии или отсутствии дефектов в катушках», – добавил Александр Мюльбаер.
Принцип работы устройства заключается в следующем: переменное напряжение питающей сети подается на высоковольтный блок, предназначенный для получения высокочастотных импульсов колебательной формы с регулируемой амплитудой (от 0,2 до 2,0 кВ). Полученное напряжение поступает на вход индуктора, в который помещена испытываемая катушка. Индуктор работает по принципу трансформатора и наводит в испытуемой катушке заданное оператором напряжение. Если межвитковая изоляция катушки ослаблена или имеет повреждение, например, порез или забой, то в этом месте происходит электрический пробой. Для обнаружения наличия межвиткового замыкания выполняется осциллографирование и последующая математическая обработка наведенной ЭДС на контрольном витке, установленном в индукторе. Полученный после обработки сигнал сравнивается с нормированной характеристикой, и, исходя из полученных значений, загорается соответствующий индикатор: «ГОДЕН» или «ДЕФЕКТ».
Самым сложным в работе, по словам разработчиков, было выявление признаков, по которым достоверно можно определить, наличие или отсутствие замыкания. Поэтому нам пришлось долго и тщательно исследовать этот вопрос. Мы добились того, что прибором выявляются не только металлические замыкания, но и замыкания через посторонние включения.
Сейчас изделие уже полностью готово и установлено на предприятии «ЭЛСИБ». Также планируется дальнейшее сотрудничество с заводом по другим тематикам.
По его словам, проверка изделий на каждом производственном этапе позволяет получать качественную продукцию.
«Одним из таких этапов является контроль катушек статорных обмоток крупных электрических машин на наличие межвитковых замыканий. Так как производство катушек проводится в несколько этапов: сначала наматывают провод, а затем между получившимися витками укладывают изоляцию, – при формовке изделия могут возникнуть межвитковые замыкания, несвоевременное устранение которых приводит к поломке всей электрической машины. Для устранения данной проблемы мы и создали изделие, позволяющее проводить высоковольтные испытания и выдавать на их основании заключение о наличии или отсутствии дефектов в катушках», – добавил Александр Мюльбаер.
Принцип работы устройства заключается в следующем: переменное напряжение питающей сети подается на высоковольтный блок, предназначенный для получения высокочастотных импульсов колебательной формы с регулируемой амплитудой (от 0,2 до 2,0 кВ). Полученное напряжение поступает на вход индуктора, в который помещена испытываемая катушка. Индуктор работает по принципу трансформатора и наводит в испытуемой катушке заданное оператором напряжение. Если межвитковая изоляция катушки ослаблена или имеет повреждение, например, порез или забой, то в этом месте происходит электрический пробой. Для обнаружения наличия межвиткового замыкания выполняется осциллографирование и последующая математическая обработка наведенной ЭДС на контрольном витке, установленном в индукторе. Полученный после обработки сигнал сравнивается с нормированной характеристикой, и, исходя из полученных значений, загорается соответствующий индикатор: «ГОДЕН» или «ДЕФЕКТ».
Самым сложным в работе, по словам разработчиков, было выявление признаков, по которым достоверно можно определить, наличие или отсутствие замыкания. Поэтому нам пришлось долго и тщательно исследовать этот вопрос. Мы добились того, что прибором выявляются не только металлические замыкания, но и замыкания через посторонние включения.
Сейчас изделие уже полностью готово и установлено на предприятии «ЭЛСИБ». Также планируется дальнейшее сотрудничество с заводом по другим тематикам.