ТехноНаставники — в каждую школу: проект НГТУ НЭТИ готов к внедрению в регионах России
Новосибирский государственный технический университет НЭТИ совместно с фондом «Сколково» выступил инициатором объединения вузов в рамках программы ТехноНаставничества и собрал на своей площадке представителей ряда ведущих университетов страны. Встреча прошла в формате круглого стола: состоялось обсуждение результатов первого этапа проекта технологического наставничества «Технологии Первых», а также возможностей масштабирования данной практики в разные регионы страны.
Проект «Технологии Первых» разработан НГТУ НЭТИ при поддержке Российского движения детей и молодежи «Движение Первых», Академии наставников «Сколково» и министерства образования Новосибирской области. Первый сезон успешно прошел осенью 2023 года. В проект «Технологии Первых» уже включены индустриальные партнеры НГТУ НЭТИ, образовательные учреждения семи регионов страны — Новосибирской, Кемеровской, Томской, Омской, Тюменской областей, Алтайского края и Республики Бурятия.
Открывая встречу, ректор НГТУ НЭТИ Анатолий Батаев поблагодарил всех участников, отметив значимость совместных усилий в вопросах популяризации инженерного образования, в частности в формате технологического наставничества, передаче знаний от студентов к школьникам.
В обсуждении приняли участие представители Министерства науки и высшего образования РФ, министерства образования НСО, регионального отделения Движения Первых, а также вузов страны — Открытого университета «Сколково», НГУ (Новосибирский государственный университет), ДГТУ (Донской государственный технический университет), Московского государственного технологического университета «СТАНКИН» и директора образовательных учреждений.
«Спрос на главных инженеров, технологов и механиков вырос на 58%, особенно проблема касается таких регионов, как Урал, Сибирь и Дальний Восток (2022 г.). Однако, по данным Рособрнадзора, доля выпускников, выбравших ЕГЭ по физике, ежегодно снижается: в 2023 году — 16,03% (101 тыс. человек, из которых сдали экзамен около 89 тысяч человек), в то время как физика является необходимым предметом для поступления на инженерные специальности. Проект «Технологии Первых» призван решить данную проблему и увеличить интерес среди молодежи к поступлению в технические вузы», — рассказала начальник управления довузовского образования и организации набора НГТУ НЭТИ Дарья Боровикова.
Главной темой обсуждения экспертного сообщества стали итоги первого этапа реализации проекта «Технологии Первых» и совместная разработка единой стратегии по массовому вовлечению детей в проекты технической направленности за счет создания единой системы технологического наставничества.
Начальник отдела по взаимодействию с некоммерческими организациями Министерства науки и высшего образования РФ Олег Дьяченко отметил, что вопросы, связанные с достижением технологического суверенитета, являются одними из ключевых в текущей повестке: проект НГТУ НЭТИ «Технологии Первых» может способствовать не только привлечению замотивированных абитуриентов в технические вузы, но и решению проблемы дефицита инженерных кадров в стране.
«Очень важно, чтобы на таких дискуссионных площадках действительно присутствовали все: представители университетов, школ и непосредственно сами участники процесса — студенты и школьники, чье мнение особенно ценно при выстраивании любой новой системы, в том числе технологического наставничества», — добавил Олег Дьяченко.
«НГТУ НЭТИ, безусловно, лидер в формировании технологического наставничества. Наша цель –– в вовлечении большего числа вузов в данную практику. Продвижение проектов, в которых школьники находят наставников в лице студентов, является важным шагом в обеспечении технологического суверенитета нашей страны», — прокомментировал заместитель министра образования Новосибирской области Владимир Щукин.
По словам Екатерины Морозовой, директора открытого университета «Сколково», основная цель профессионального сообщества на данном этапе –– масштабировать систему технологического наставничества, инициировать трансформацию проектного опыта НГТУ НЭТИ в стандартную практику и ее внедрение в российские университеты и колледжи. «Важно расширить нашу деятельность на другие регионы, чтобы создать сильную инженерную школу», — подчеркнула Екатерина Морозова.
Напомним, что в первый этап проекта «Технологии Первых» были вовлечены более семи тысяч школьников. Один из участников проекта, шестиклассник новосибирского лицея №176, поделился своими впечатлениями в рамках круглого стола. Дмитрий Томилов отметил, что благодаря ТехноНаставнику, который объясняет сложные вещи простым языком, было получено много новых знаний в области математики и физики. Он поблагодарил наставника за его доброту и понимание, а также упомянул о своем желании быть похожим на ТехноНаставника: изучать науку и технологии.
Одним из итогов состоявшегося в НГТУ НЭТИ круглого стола стало решение о разработке единой стратегии технологического наставничества, объединяющей университеты и школы всей страны. Проект будет направлен на повышение интереса к техническим специальностям среди студентов из регионов, где вопросы подготовки квалифицированных инженеров для местных предприятий являются особенно важными.