5 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Главные причины импульсивных покупок назвали в НГТУ НЭТИ

Новости

Ученые и студенты Новосибирского государственного технического университета НЭТИ исследовали тему импульсивных покупок и ответили на вопросы, что именно влияет на количество спонтанных приобретений, а главное — как избежать незапланированных трат в Сети.

Преподаватели и студенты НГТУ НЭТИ заинтересовались темой импульсивных онлайн-покупок, а главное, причинами, которые заставляют необдуманно и в считанные секунды потратить деньги на вещи. Чтобы ответить вопрос, что именно является виной спонтанных приобретений, студенты факультета бизнеса НГТУ НЭТИ на первом этапе исследования опросили 150 человек от 18 до 45 лет.

Выяснилось, что в импульсивных покупках в большей степени виновата интернет-торговля. Как только реальные магазинные полки превратились в бесконечные онлайн-витрины маркетплейсов, количество спонтанных приобретений выросло в разы. По словам студенток четвертого курса факультета бизнеса НГТУ НЭТИ Николеты Косаревой и Клары Ершовой, выполнявших исследование под руководством канд. экон. наук, доцента Евгении Драгуновой, потребители в таком стихийном шоппинге виноваты не всегда. «Происходящее необязательно говорит об импульсивности потребителей, скорее интернет-торговля формирует новую модель поведения. Инновационные технологии привели к большому количеству способов быстро потратить деньги», — уверены они.

Одной из главных причин импульсивного поведения стали легкость и быстрота покупки. Многие сервисы сохраняют данные банковских карт и при повторном заказе не требуют кода подтверждения или кода из push-уведомления — деньги сразу списываются со счета. Почти 80 % потребителей с большей вероятностью закажут что-либо из мобильного приложения, куда они уже привязывали свою банковскую карту, чем сделают заказ на сайте, на который зашли впервые. Об этом говорят данные опроса в НГТУ НЭТИ.

Автоматические платежи и подписки за короткое время создали у потребителей ощущение комфорта, покупателям не надо контролировать расходы. Но это же бесконтрольное поведение приводит к тому, что потребители зачастую не знают точного количества потраченных средств. Кроме этого, на рост спонтанных покупок повлияла персонализация рекомендаций товаров. Современная аналитика позволяет оценивать вкусы потребителя и предлагает товары в соответствии с его предпочтениями.

В списке предложений обязательно окажутся и новинки — это еще одна причина импульсивных покупок. Людям интересно попробовать что-то новое в числе первых, и интернет-магазин позволяет приобрести покупку сразу после выпуска. Аналогичным образом работает «эффект недостатка», когда интернет-магазины добавляют к фото товара иконку «Успей купить», «Осталось совсем мало штук», что приводит к быстрой необдуманной покупке.

Но совсем убирать человеческий фактор из списка причин, которые приводят к импульсивным покупкам, нельзя. Завкафедрой психологии и педагогики НГТУ НЭТИ кандидат психологических наук, доцент Валерия Капустина уверена, что спонтанные покупки — это один из легких способов себя порадовать, испытать положительные эмоции от самого факта покупки и мысли «я могу себе это позволить». По словам ученого, такое поведение активируется, когда человек испытывает недостаток впечатлений от жизни, находится в подавленном состоянии и полной уверенности, что с новой покупкой жить будет интересней. Радости, кстати, импульсивные приобретения не приносят: положительные эмоции исчезают почти сразу.

Чтобы избавиться от желания делать импульсивные покупки, Валерия Капустина предлагает ввести в практику фиксацию и оценку доходов и расходов, составлять списки желаемых покупок и критически просматривать их примерно раз в неделю, чтобы ответить на вопрос «Зачем мне это?», устанавливать лимиты на покупки в соответствии с анализом расходов и доходов и искусственно ограничить доступ к площадкам магазинов. Но самое главное, по словам ученого, найти способы испытывать положительные эмоции без покупок — встречи с друзьями, прогулки, кино и книги гораздо интереснее. 

фотография: Мария Матвеева фотография: Мария Матвеева

Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх